Развитие самостоятельности у детей третьего года жизни

(скачать, doc)

 

УВАЖАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫЕ!

 

Маленькие дети в своём стремлении помогать

нам и что-то самостоятельно делать по дому бывают

порой надоедливы. Нам проще и быстрее одеть, умыть ребенка, накрыть на стол и даже покормить малыша,

чем, теряя терпение, наблюдать за ним и убирать последствия его «помощи».

Будем надеяться, что наша статья хотя бы отчасти

поможет вам разрешить сложные проблемы воспитания трудовых навыков у ваших детей.

 

УРОВЕНЬ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ

2 года

Заявляя «Я сам!», ребёнок выражает своё стремление к самостоятельности , которое проявляется, в первую очередь, в самообслуживании.

Он сам намыливает, моет и вытирает руки, ест, полностью справляясь с жидкой и густой пищей, учится правильно держать ложку. Активно помогает одевать и раздевать себя, хотя это требует от него немалых усилий. С помощью взрослого поддерживает порядок в игрушках. Охотно выполняет несложные поручения: принести и отнести, поставить. Появляется желание помогать взрослым: пытается подметать, вытирать стол, нести пакет. Радуется, если у него это получается.

2,5 года

Самостоятельность малыша интенсивно развивается. Ребёнок аккуратно ест, обходясь без нагрудника. Знает назначение предметов и умеет значительно быстрее действовать ими во время еды, туалета, подготовки ко сну. Запоминает и выполняет правила поведения: не торопится, не разбрызгивать пищу, хорошо её жевать, вытирать рот салфеткой. Спокойно выполняет поручения взрослых , помогает им во время уборки, ухода за растениями и животными. Бережливо относится к одежде, убирает на место игрушки, разные домашние предметы, несет свой стульчик. Понимает слова «труд», «трудиться».

3 года

Совершенствуется координация движений, усваиваются более сложные навыки.Малыш становится настойчивее в стремлении к самостоятельности. Ест сам, как взрослый держит ложку. Может полностью одеваться и раздеваться, застёгивать пуговицы, натягивать колготки, обувь, хотя путает левую и правую туфлю, надевает платье, иногда задом наперед. Активно участвует в уборке, в подготовке к обеду. Хочет без посторонней помощи кормить рыбок, поливать растения, поддерживать порядок в шкафу с игрушками. Способен проявлять инициативу. Заботится о других. Может делать не только то, что хочет, но и то, что надо. Говорит с удовольствием: « Я сделал сам, мы вместе сделали».

3,5-4 года

Физическое развитие ребёнка повышает уровень трудовых навыков. В самообслуживании ему иногда требуется лишь незначительная помощь. Охотно берется за дело, умеет работать быстро и аккуратно, доводить дело до конца. С удовольствием обучается действиям с бытовыми предметами. Самостоятельно наводит порядок в уголке с игрушками. Трудится не только для себя, но и для других. Регулярно и охотно выполняет длительные поручения по уходу за животными и растениями, наблюдая за ними, заботясь и чувствуя ответственность за них. Но он быстро устает, теряет уверенность в своих силах в случае перегрузки, что может отвращение к труду. Если, экономя время, взрослый выполняет за ребёнка, то, что он может делать сам, навыки самостоятельности и самообслуживания теряются, и возникает лень –«мать всех пороков».

 

КОММЕНТАРИИ К РЕКОМЕНДАЦИЯМ

 

1.Поддерживайте желание ребёнка самостоятельно свою постель. На первых порах покажите и объясните, с чего начать, как выровнять одеяло и покрывало. Просите ребёнка подержать, потянуть, положить, расправить постельные принадлежности.

Постепенно предоставляйте малышу большую самостоятельность.

2. С первых шагов проявления самостоятельности приучайте ребёнка пользоваться своим полотенцем, зубной щёткой, пастой, расчёской, носовым платком. Чтобынаучить малыша самостоятельноумываться,создайте   ему для этого комфортные условия:

устойчивую скамеечку под ноги, небольшое красивое мыло в яркой мыльнице, приятное детское полотенце с петелькой, чтобы его было удобно повесить на вешалку, прикреплённую на уровне вытянутой вверх руки ребёнка. Не забывайте похвалить за желание и умение умываться.

3. Дети должны регулярно помогать взрослым накрывать на стол и убирать посуду после еды. До 4-х лет малышу лучше доверять небьющуюся посуду: хлебницу, салфетницу, столовые приборы. С 4-х лет ребёнок может расставлять тарелки, чашки, блюдца. Желательно, чтобы посуда была удобной и устойчивой. Напоминайте ребёнку правила поведения за столом. Тактично учите малыша правильно пользоваться ( в том числе на личном примере) столовыми приборами: сначала ложкой, позже вилкой. Старайтесь относиться к первоначальным неудачам ребёнка терпеливо.

4. Привлекайте ребёнка к выполнению домашних дел: вытереть небольшой тряпочкой пыль, вымыть кусочек пола на кухне, постирать носовые платки или кукольную одежду. Для стирки приготовьте устойчивую скамеечку или, если возможно, даже небольшой столик. Помогите ребёнку организовать рабочее место и покажите правильные приёмы работы. Не лишайте малыша удовольствия быть полезным и ощутить радость за самостоятельно выполненную работу.

5. Дети очень любят животных. Поддерживайте в них это хорошее чувство. Внушайте ребёнку, что животные требуют постоянной заботы и ухода. Объясняйте, что у животных есть свой образ жизни и свои привычки, что собаки и кошки не любят, когда их тискают и насильно заставляют есть и пить. У ребёнка должна быть выработана привычка мыть руки с мылом после игры с ними. Не допускайте детей к больным животным.

6. Научите малыша самостоятельно снимать расшнурованные вами ботинки, остальную одежду он должен снимать сам(пуговицы и шарф, если они находятся сзади, помогаете расстегивать и развязывать вы). Вначале он будет делать это медленно. Наберитесь терпения и не вмешивайтесь. Научите его выворачивать вещи на лицевую сторону и раскладывать по определенным местам.

7.Отведите ребёнку место для игрушек, чтобы ему было их брать и убирать. Если в семье для каждой вещи есть своё место, это поможет ребёнку поддерживать порядок. Нельзя забывать, что, требуя от дочери или сына аккуратности, вы должны сами показывать пример. Словесные указания, идущие вразрез с поведением взрослого, отрицательно действуют на поведение ребёнка. Если у малыша привычка убирать игрушки закрепилась, поощряйте это; ваш контроль и одобрение будут поддерживать в нем стремление к порядку.

8. Часто ребёнок не хочет и не умеет занимать себя. Стоит его оставить одного, как он перестаёт играть, хотя у него очень много игрушек. Чтобы приучить ребёнка к самостоятельным играм, подберите для него такие игрушки, которые смогут располагать его к действию: матрёшки, пирамидки, позже – крупную мозаику, конструктор.

Сумейте заинтересовать его, покажите, как можно «оживить» игрушку, которая «заговорила» вашим голосом. Сначала ребёнок будет подражать вам, имитируя ваши действия, а затем начнёт выполнять роли разных персонажей. Поощряйте малыша за его самостоятельные проявления в игре. Тактично, найдя повод, уходите и оставляйте ребёнка в игровой ситуации одного. Ему нужно научиться играть не только вместе с кем-либо, но уметь занимать самого себя.

 

УСПЕХОВ       ВАМ!

(скачать, doc)