Конспект занятия “Песок сквозь пальцы”

(скачать, doc)

План-конспект

организованной совместной деятельности

с детьми подготовительной группы детского сада

«Песок сквозь пальцы».

Автор: Тормышова Анна Сергеевна

воспитатель ИЗО МДОУ ЦРР № 28 «Огонек»

 

Это мероприятие является первым из цикла занятий по детской анимации. В нашем детском саду создается небольшая анимационная студия.

Детская анимация, как жанр, включает в себя все виды художественного творчества дошкольников (рисование, лепку, аппликацию, конструирование) и поэтому может стать основой для интеграции в целях развития творческих способностей современных детей.

 

 

Цель: Ознакомление детей с жанром песочной анимации.

 

Задачи:

  1. Ввести понятие драматургии в художественном творчестве (дать почувствовать, что картина может быть не только статичной, но и оживать – двигаться во времени).
  2. Обогащать сенсорный опыт детей, помогать осознавать и анализировать свои ощущения.
  3. Обучать приемам рисования на песке.

 

Предварительная работа:

  1. Ознакомление детей с правилами построения сюжета.
  2. Составление творческих рассказов по собственным рисункам.
  3. Игры и экспериментирование с песком.
  4. Проведение игры-рисования «Вырасти дерево».

 

Демонстрационные пособия:

  • Набор песочных часов (1, 10 мин и др.)
  • Видео песочной анимации (из интернета).

 

Материалы для художественного творчества:

  • Лотки с песком
  • Ракушки, камешки, палочки и др. предметы для отпечатков.

 

Совместная деятельность:

Играет спокойная музыка (море, крики птиц, дельфины), на экране изображение пляжа.

Входят дети. Они видят стол с песком, на котором лежат камушки, раковины и прочее.

Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг, что вы видите и слышите. Опишите это. Как вы думаете, где мы с вами оказались? (Вопросы должны способствовать полету фантазии детей, анализу и обобщению внешних факторов. Воспитатель в недоумении, и просит детей помочь ему понять сложившуюся ситуацию. Самое интересное предположение детей берем за основу последующей игровой мотивации.)

Внимание детей привлекает песок (можно поблизости от стола зажечь источник света). Ребята, вы любите играть с песком? В какие игры вы обычно играете? (Ответы). Дети экспериментируют с песком: проводят по его поверхности пальцами, камешками, пересыпают его из руки в руку. Происходит настрой детей на спокойную беседу: Начинается обсуждение физических свойств песка (сыпучесть, способность к нагреванию и охлаждению, цвет и т.д.).

Воспитатель просит детей описать свое настроение при общении с песком. Ребята описывают чувства, которые они испытывают (спокойствие, радость, тепло, счастье или другие).

А вы знаете, что песок имеет целебные свойства и люди используют их, чтобы лечить болезни. Песок, нагретый на солнышке, отдает свое тепло человеку еще очень долго, поэтому его используют для прогревания. А еще песок может забирать наше плохое настроение и успокаивать. Когда человеку очень плохо и грустно, его можно вылечить при помощи песка. Ребята, а где еще используется песок, кроме медицины и чем еще он помогает людям?

(Показывает детям песочные часы): Как вы думаете, что это за предмет? Это песочные часы. Для чего они нужны нам? Чтобы измерять время. Посмотрите, каждые несколько песчинок – это одна секунда. Давайте вместе посчитаем секунды: одна, две, три… Песочные часы бывают разных размеров. В этих часах песок сыплется в течение одной минуты. Как вы думаете, а сколько минут в других часах? (показывает часы большего размера).

Песочные часы помогают нам увидеть, как движется время. Люди говорят, что время бежит быстро «как песок сквозь пальцы».

Воспитатель обращает внимание детей на экран монитора, на котором появляется песочная картина (застывший первый кадр видеоролика песочной анимации). Ребята, это картина нарисованная песком. Она волшебная, она может оживать. Но как же нам ее оживить? У нас есть чудесные песочные часы, может быть, они нам помогут. Как же все таки нам это сделать? (предположения детей) Правильно, нужно перевернуть часы: время побежит, как песок и наша волшебная картина оживет. Пока песок будет течь, картина будет двигаться. Это будет длиться одну минуту. (Запускается ролик с песочной анимацией.)

Вы внимательно смотрели на нашу ожившую картину? Тогда скажите, чем же наш песочный художник рисовал ее? Правильно, это были руки, пальцы. Обычно мы с вами рисуем кистями или карандашами, а сегодня наши руки превратятся в инструменты для рисования на песке. Психогимнастическое упражнение с дыханием и движениями рук, помогающее настроится на синхронную работу (автор: Надежда Базылева)

Мы на берег побежим!

На песочке полежим!

А песочек – непростой!

Он на солнце «золотой»

Поиграем с ним немножко:

Из ладошки на ладошку

Мы его пересыпаем!

Кучи выше загребаем!

Строим замки из песка!

Вот – дорожка! Вот – река!

Мы в песке каналы рыли

Мы в нем дырочки сверлили!

Поиграли! Полежали!

Рисовать все побежали!

Предлагаю вам вырастить дерево из зернышка, мы с вами уже делали это восковыми мелками. Знаете, в чем разница? Когда мы рисуем мелками, по-настоящему рисует только одна рука, потому что другая должна помогать ей и держать лист бумаги, а здесь мы дадим возможность порисовать обеим ручкам. Давайте мы с вами станем песочными художниками и научимся оживлять картины. Дети встают возле лотков с песком.

Воспитатель читает детям стихотворение Алэна Боске «Зернышко» и рисует под камерой, дети в это же время рисуют в своих лотках:

 

Не хотело зернышко

На месте сидеть,

Полетело зернышко

На мир посмотреть.

День и ночь летело

И на поляну село,

Чтобы сил набраться

И дальше полететь.

Но пригрело солнышко,

И заснуло зернышко,

А когда проснулось,

Увидело вдруг,

Что в душистом дерне

Оно пустило корни,

И стебель кверху тянется,

И тишина вокруг.

Стебель-то со временем

Стал красивым деревом.

Большое и ветвистое,

Не помнило оно,

Как зернышком хотело

Свет увидеть белый,

Потому что было это

Очень давно.

 

А сейчас мы с вами посмотрим, какой получилась наша живая картина. (Все вместе смотрим отснятый ролик). Песок в часах закончился и наше приключение тоже, но мы обязательно будем и дальше учиться оживлять все вокруг потому, что так делают все настоящие Художники.  

 

До скорой встречи!

 

 

Список литературы:

1. Мариэлла Зейц «Пишем и рисуем на песке» (интернет)

2. И. А. Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки» – Карапуз-дидактика, творческий центр Сфера, Москва, 2007;

 

(скачать, doc)