Педагогический проект “Русская изба”

(Скачать, docx)

Краткая аннотация проекта

Вид проекта: Творческий – коллективный, групповой (внутри одной возрастной группы).

Сроки реализации проекта: сентябрь 2013 – май 2015 года (долгосрочный).

Участники проекта:

  • дети дошкольного возраста;
  • воспитатель группы «Огоньки» Окушко Т.А.;
  • родители воспитанников.

 Актуальность проекта

Одной из задач по духовно – нравственному воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому я серьезно задумалась над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея «Русская изба».

 

Постановка проблемы

Работая в группе, я заметила, что дети испытывают трудности в рассказах о своей семье, семейных традициях; имеют не четкие представления о символике Российской Федерации; демонстрируют низкий уровень знаний о своей родине, истории и культуре своего народа; нравственными идеалами являются мультяшные герои (Черепашки-Ниндзя, Том и Джерри, Шрек и т. п.); не все  дети умеют общаться друг с другом,  некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.  Я задумалась над проблемой: как сформировать  духовно-нравственные качества, используя доступные, понятные, а главное интересные дошкольникам средства

Одной из задач по духовно – нравственному воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея «Русская изба».

Цель и задачи проекта

 

Цель проекта:

«Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников, на культурных традициях своего народа».

 

Задачи:

  1. Познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков.
  2. Расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.
  3. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
  4. Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).
  5. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
  6. Привлечь родителей в воспитательный — образовательный процесс.

 

Гипотеза:

Знакомство с истоками своей страны – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одевались и украшали жилье, одежду, раскрывается мудрость народа, его характер, склад ума, представления о мире, красоте.

 

Предполагаемый результат:

Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись).

 

Этапы работы:

1 этап. Подготовительный:

  1. Изучение литературы по музейной педагогике.
  2. Диагностика знаний детей о русской культуре.
  3. Беседы с детьми о русском народном творчестве.
  4. Сбор материала для музея.

2 этап. Реализация проекта:

  1. Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность.
  2. Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, русских народных игр.
  3. Организация предметно – развивающей среды.

 

 3 этап. Заключительный.

  1. Презентация мини-музея «Русская изба»
  2. Итоговое мероприятие: Посиделки в русской избе

 

Планирование работы.

Познавательно – речевое развитие.

«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

«Коммуникация»

 

Беседы:

  • «Русский народный костюм»
  • «Гости в горнице»
  • «Русская изба»

 Рассказы воспитателя:

  • о русской печи;
  • о традициях русского чаепития;
  • о русской матрешке;
  • о дымковских игрушках;
  • о деревянных ложках.

 

Рассматривание предметов домашнего обихода, кухонной утвари, народных костюмов.

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Заучивание пословиц, поговорок.

Дидактические, познавательные, пальчиковые игры.

  • Д/и «В русской горнице»
  • Д/и «Подбери головной убор к сарафану»
  • Пальчиковая игра «Маланья»

 

«Чтение художественной литературы»

Рассказывание и рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам:

  •  «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», « Три медведя», «Зимовье зверей», «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин», «Сивка – бурка»

 

Чтение стихотворений:

  • А.Богомазов «Как будто бы вернулся в детство я»
  • Л.Мей «В низенькой светелке со створчатым окном»

 

Социально – личностное развитие.

«Социализация», «Труд», «Безопасность».

«Социализация»

Сюжетно – ролевая игра:

«Встречаем гостей»

 

Игры — драматизации:

«Теремок», «Заюшкина избушка».

 

Труд

Ручной труд:

  • Изготовление народных кукол «Мастерская старинных кукол» (куклы-закрутки)
  • Изготовление хлебобулочных изделий «Игрушек — тестушек».

 

«Безопасность»

 

Беседы:

  • «Огонь-друг, огонь-враг».

 

Художественно – эстетическое развитие.

 

Лепка:

«Посуда»

Аппликация:

«Русская изба»

Роспись « Дымковских игрушек», «Матрешек».

 

Физическое

Подвижные игры:

  • «Ручеек»
  • «Салки»
  • «Сидит Яша»
  • «Горелки»

 

Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

 Книжный уголок:

Рассказы и сказки: «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Сивка-бурка», «Зимовье зверей», «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль», «Теремок»

Музыкальный уголок:

 деревянные ложки, трещотки, погремушки, коробочки, колокольчики.

 

Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно — развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.

«Встречаем гостей»- чайная посуда, самовар, изделия из соленого теста: баранки, сушки, крендели.

 

 Центр продуктивной деятельности:

 

Материалы для рисования, лепки, художественного труда. Все доступно для детей

Взаимодействие с семьей.

  • Сбор предметов для музея «Русская изба».
  • Шитье костюмов, кукол (Хозяйка и Хозяин русской избы).

 

  1. Предполагаемый результат:

С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, я надеюсь достичь следующих результатов:

  • устойчивость навыков поведения;
  • сформированность основ ценностных сфер личности;
  • стабильность психического развития;
  • целостность восприятия мира;
  • воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
  • формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;
  • развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

 

7. Используемая литература:

 

  1. В.С.Горичева, М.И.Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия развития», 1998- 190 с.
  2. Н.М.Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002 – 374 с.
  3. М.Ю.Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2006 – 319 с.
  4. О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.
  5. М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.
  6. И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003 – 236 с.
  7. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004 – 400 с.
  8. Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2004 – 128 с.
  9. Л.В.Соколова, А.Ф.Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2003 – 196 с.

 

Презентация по теме: “Русская изба”

(Скачать, docx)