Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

( Скачать, doc)

 

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

Наблюдая за  детьми 3-4 лет, я  заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом,  некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.  Я задумалась над проблемой: как сформировать  духовно-нравственные качества, используя доступные, понятные, а главное интересные дошкольникам средства.

На помощь мне пришла сказка. Роль сказок в развитии детей многогранна – от развития фантазии до развития правильной речи. Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому, если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребенку, поддержать его, придется вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребенка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения.

Для чтения детям я   подбирала сказки, которые  способствуют развитию нравственных качеств, помогают определить отрицательные и положительные поступки героев.

После прочтения или рассказывания сказки я  проводила беседу. Анализ произведения я организовывала так, чтобы он представлял собой интересный и полезный для детей разговор. Вопросы к сказке я формулировала так,  чтобы они могли помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки, ведь правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам.

Сначала это были вопросы «Кто? Что? Как? Где?», в дальнейшем они приобрели аналитический характер «Почему?», я побуждала детей размышлять о прочитанном, сопоставлять, сравнивать.

Читая и рассказывая сказки,  я  фиксировала внимание детей не только на содержание сказки, но и на некоторых особенностях  литературного языка, так как многие образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения вследствие их редкого использования в современном языке требуют пояснений.

Также в своей работе я  использовала этические беседы. Они помогают детям освоить нормы и правила нравственного поведения. В беседе я  связывала  правила и нормы поведения со сказочными образами, понятными детям. Этическая беседа помогает детям понять внутренний мир, мысли, переживания человека, оценить хорошие и плохие поступки. В ходе бесед у детей формируются первоначальные представления о нравственных нормах, нравственном выборе, мотиве поступка.

Также я  использовала и проблемные ситуации, которые учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации – это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей.

Основу каждой беседы определяло  художественное произведение, с помощью которого я знакомила детей с разнообразными нравственными ситуациями и соответствующими им правилами и нормами поведения. Вынести «нравственный урок» из текста, понять его помогали проблемные вопросы.

Для закрепления знаний я использую дидактические игры на материале знакомых сказок. Они не только способствуют  развитию речи детей, обогащению словаря, но и учат слушать товарища, работать в команде, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

В своей работе над формированием нравственных качеств я использовала театрализованную деятельность,  так как она является одной из форм активного восприятия сказки, позволяет сформировать опыт социальных  навыков поведения. Такой вид деятельности позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации  опосредованно от лица какого-либо персонажа.  Здесь я столкнулась с проблемой, что дети не хотят играть роли отрицательных персонажей. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких и бесчестных. В таких случаях я подчеркиваю, что в театре все – артисты и они должны  уметь играть и положительные и отрицательные роли, причем сыграть роль отрицательного героя намного сложнее.

Творческие задания – один из любимых видов деятельности детей. Задания могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки).

Особенно детям нравится сочинять сказки по заданному началу или концу, или когда в известную сказку добавляется дополнительный герой, мы этот приём называем «сказочный винегрет». Например: берем  всем известную сказку «Колобок» и добавляем в неё нового героя – внучку. Задача детей: рассказать сказку с новым героем. Можно добавить неодушевлённый предмет, например: ковер-самолет.

Детям, которые испытывают трудности в адаптации к условиям детского сада, на помощь тоже может прийти сказка.  Сказка позволит ребёнку пережить, «проиграть» эту ситуацию и найти выход из нее, быть более уверенным в себе. С этой целью мы вместе с детьми выпускной группы оформили «Сказки  про детский сад», которые помогут малышам легче справиться с адаптацией, сформировать у них положительную установку на детский сад.

Я вижу свою задачу как педагога  в том, чтобы помочь ребенку найти правильные ориентиры в нашем сложном мире, в эпоху слома культур.

Сказка поднимает вопросы не только о добре и зле, но и о предназначении человека и его жизненном пути. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.

 

Список литературы.

  • 1. Филиппов Ю.В., Сказка как ирреальная структура и игра как реальное действие в реальном воспитательном процессе // Мир психологии. – 2003. – № 3. – С.160 – 173.
  • 2. Сказки, придуманные детьми. // Ребенок в детском саду. – 2002. – N 4. –с.51.
  • 3. Е.Калунина, Воспитание сказкой. // Ребенок в детском саду. – 2002. – N 5. – с.73.
  • 4. В.В. Малова, Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. М.: Владос.2010
  • 5. Л. Венгер, О чем рассказывает сказка. Дошкольное воспитание. N 5. 1994.
  • 6. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.
  • 7. Лопатина А. А., Скребцова М.В. Воспитание нравственных качеств у детей. – М. 2007
  • 8. Вачков И. В., Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось-89, 2001.
  • 9. Е. А. Алябьева, “Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками”. – М., 2003.
  • 10. Ильин И. А., Духовный мир сказки. – М.: 1993
( Скачать, doc)