Положение о наставничестве

(скачать, doc)

Введено в действие

Приказом заведующей МБДОУЦРР

№28 «Огонек»

От 29 августа 2013 г.

______________ Е.Ю.Тюрина

 

УТВЕРЖДЕНО

Протоколом Педагогического совета

№1 от 29 августа 2013 г

 

Положение о наставничестве

 

  1. Общие положения

 

1.1.   Дошкольное наставничество – разновидность индивидуальной работы с молодыми специалистами и воспитателями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательном учреждении или со специалистами, имеющими трудовой стаж не более 3 лет, а также воспитателями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения непосредственного образовательной деятельности в определенной группе.

1.2.   Дошкольное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного педагога по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, а также имеющихся знаний в области дошкольного образования и методики преподавания.

 

  1. Цели и задачи наставничества

 

2.1.   Цель дошкольного наставничества в образовательном учреждении – оказание помощи молодым специалистам и воспитателям в их профессиональном становлении, а также формировании в ДОУ кадрового ядра.

2.2.   Задачи дошкольного наставничества:

  • Привить молодым специалистам и воспитателям интерес к педагогической деятельности и закрепить их в образовательном учреждении;
  • Ускорить процесс профессионального становления молодого специалиста и воспитателя, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
  • Способствовать успешной адаптации молодых специалистов и воспитателей к корпоративной культуре, правилам поведения в образовательном учреждении.

 

  1. Организационные основы наставничества.

 

3.1.   Дошкольное наставничество организуется на основе приказа заведующей МБДОУ.

3.2.   Руководство деятельностью наставников осуществляет старший воспитатель МБДОУ, в котором организуется наставничество.

3.3.   Старший воспитатель выбирает наставника из наиболее подготовленных педагогов по следующим критериям:

  • Высокий уровень профессиональной подготовки;
  • Развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении;
  • опыт воспитательной и методической работы;
  • стабильные показатели в работе;
  • богатый жизненный опыт;
  • способность и готовность делиться профессиональным опытом;
  • стаж педагогической деятельности не менее 5 (пяти) лет.

3.4. Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более 2 (двух) подшефных педагогов.

3.5.   Кандидатуры наставников рассматриваются и утверждаются на педагогическом совете, согласовываются с заведующей МБДОУ.

3.6. Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого на­ставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен по рекомендации педагогического совета, приказом заведующей МБДОУ с указанием срока наставничества.Наставник прикрепляется к молодому спе­циалисту на срок не менее 1 (одного) года. Приказ о закреплении наставника издается не позднее 2 (двух) недель с момента назначения молодого специалиста на должность.

3.7.  Наставничество устанавливается для следующих категорий сотрудников МБДОУ:

  • воспитателей, не имеющих трудового стажа педагогической деятельности в ДОУ;
  • специалистов, имеющих стаж педагогической деятельности не более 3 (трех) лет;
  • воспитателей, нуждающихся в дополнительной подготовке для проведения непосредственно образовательной деятельности в определенной группе (по определенной тематике).

3.8. Кандидатура молодого специалиста, для закрепления за ним наставника, рассматривается на заседании педагогического совета с указанием срока наставничества и утверждается приказом заведующей МБДОУ.

3.9.Замена наставника производится приказом заведующей МБДОУ в случаях:

  • увольнения наставника;
  • перевода на другую работу подшефного или наставника;
  • привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
  • психологической несовместимости наставника и подшефного.

3.10.  Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым специалистом и воспитателем в период наставничества. Оценка производится по результатам проме­жуточного и итогового контроля.

3.11.   За успешную работу наставник отмечается заведующей МБДОУ по дейст­вующей системе поощрения вплоть до представления к почетным званиям.

3.12.   По инициативе наставников может быть создан орган общественного самоуправления – Совет наставников.

 

4. Обязанности наставника:

 

4.1.Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста, воспитателя по занимаемой должности;

4.2. Изучать:

  • деловые и нравственные качества молодого специалиста, воспитателя;
  • отношение молодого специалиста, воспитателя к проведению образовательной деятельности, коллективу МБДОУ, воспитанникам и их родителям;
  • его увлечения, наклонности, круг досугового общения;

4.3.Вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к специалисту, воспитателю, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности).

4.4.Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом, воспитателем, режимных моментов и совместных мероприятий с детьми;

4.5.Разрабатывать совместно с молодым специалистом, воспитателем план профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь.

4.6.Оказывать молодому специалисту, воспитателю, индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.

4.7.Развивать положительные качества молодого специалиста, воспитателя, корректировать его поведение в детском саду, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора.

4.8.Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, воспитателя, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия.

4.9.Вести дневник работы наставника и периодически докладывать старшему воспитателю о процессе адаптации молодого специалиста, воспитателя, ре­зультатах его труда.

4.10.Подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, воспитателя, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста, воспитателя.

 

  1. Права наставника.

 

5.1. С согласия старшего воспитателя подключать для дополнительного обучения молодого специалиста, воспитателя, других сотрудников МБДОУ.

5.2.Требовать рабочие отчеты у молодого специалиста, воспитателя, как в устной, так и в письмен­ной форме.

 

  1. Обязанности молодого специалиста.

 

6.1. Изучать закон «Об образовании», нормативные документы, определяющие его

служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности МБДОУ и функциональные обязанности по занимаемой должности.

6.2.Выполнять план профессионального становления в установленные сроки.

6.3.Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности.

6.4. Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.

6.5. Совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень.

6.6. Периодически отчитываться по своей работе перед наставником и старшим воспитателем.

 

  1. Права молодого специалиста.

 

7.1. Вносить на рассмотрение администрации МБДОУ предложения по совершенство­ванию работы, связанной с наставничеством.

7.2.Защищать профессиональную честь и достоинство.

7.3.Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его рабо­ты, давать по ним объяснения.

7.4.Посещать внешние организации по вопросам, связанным с педагогической деятельностью.

7.5. Повышать квалификацию удобным для себя способом.

7.6. Защищать свои интересы самостоятельно и через представителя, в т.ч. адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением норм профессиональной этики.

7.7. Требовать конфиденциальности дисциплинарного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.

 

 

8. Руководство работой наставника.

 

8.1.Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на старшего воспитателя ДОУ.

8.2.Старший воспитатель ДОУ обязан:

  • представить назначенного молодого специалиста, воспитателя, воспитателям ДОУ, объявить при­каз о закреплении за ним наставника;
  • создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста, воспитателя, с закрепленным за ним наставником;
  • посетить непосредственно образовательную деятельность и совместную деятельность с детьми, проводимые наставником и молодым специалистом, воспитателем;
  • организовать обучение наставников передовым формам и методам индивиду­альной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами, воспитателями;
  • изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставни­чества в образовательном учреждении;
  • определить меры поощрения наставников.

8.3.Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми специалистами, воспитателями несет старший воспитатель.

 

Старший воспитатель обязан:

 

  • рассмотреть индивидуальный план работы наставника;
  • провести инструктаж наставников и молодых специалистов, воспитателей;
  • обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соот­ветствии с настоящим Положением;
  • осуществлять систематический контроль работы наставника;
  • заслушать и утвердить на заседании педагогического совета отчеты моло­дого специалиста, воспитателя, и наставника и представить их заведующей ДОУ.

 

  1. Документы, регламентирующие наставничество.

 

9.1.  К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:

  • настоящее Положение;
  • приказ заведующей ДОУ об организации наставничества;
  • планы работы педагогического совета;
  • протоколы заседаний педагогического совета, на которых рассматривались вопросы на­ставничества;
  • методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству;

9.2.  По окончании срока наставничества молодой специалист, воспитатель, в течение 10 дней должен сдать старшему воспитателю следующие документы:

  • отчет молодого специалиста, воспитателя о проделанной работе;
  • план профессионального становления с оценкой наставника проделанной работы и отзывом с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста, воспитателя.
(скачать, doc)