Пожарная безопасность
Большинство «детских пожаров» случаются в дошкольном возрасте. Именно поэтому, основы безопасности и первые знакомства с огнём – закладывают родители и воспитатели. Если подойти к горящей свечке вместе с ребёнком, малыш поймёт, что от пламени исходит тепло, которое может быть очень горячим. Будьте аккуратны, ребёнок не должен обжечься!
Когда учить детей пожарной безопасности?
Дети воспринимают информацию лучше в возрасте 3-6 лет. В этом возрасте нужно научить ребенка правилам безопасности и объяснить, насколько опасен, может быть огонь. Придет время, и ребенок начнет проявлять особой интерес к огню. Не упустите этот момент – настало время познакомить малыша с огнем и рассказать о правилах безопасности.
Яркое пламя – это очень интересный для ребенка предмет. Подобные ситуации откладываются в детской памяти на всю жизнь, и, взрослея, ребенок будет знать насколько оно опасно.
Что делать если ребенок совсем маленький? Спички, свечки, зажигалки, опасные электроприборы, легковоспламеняющиеся предметы – необходимо хранить в местах, недоступных ребенку. Проследите, чтобы ребенок не видел, что от него что-то прячут. Необходимо чтобы ребенок понял: пока он не научился пользоваться бытовыми приборами – трогать их нельзя. Пройдет время, и малыш поймет все сам.
Малыш уже подрос? Каждый день у ребенка будут появляться новые игры, и мир будет казаться красочнее и интереснее. К 7 годам малыш сможет уверенно пользоваться домашней техникой и разными электрическими приборами. В этом возрасте он, чаще отвергает помощь взрослых и отвечает: «Я хочу сам». Уже не следует прятать детей от огня. Учитывая естественную тягу детей ко всему новому, следует обучить их правильно и безопасно пользоваться спичками, бенгальскими огнями, свечами, бытовыми электротехническими приборами. Но обязательно объясните ребенку, что нельзя играть с этими приборами и включать их без разрешения взрослых.
В противном случае простыми запретами и угрозами родители могут добиться только обратного эффекта – малыш будет учиться пользоваться самостоятельно, пока не видят родители.
Помните: Запреты возбуждают любопытство, повышают стремление к самостоятельности и приводят к необратимым последствиям.
Расскажите ребенку, как следует вести себя при пожаре!
- Ребёнок должен знать свой адрес, Ф.И.О. и номер телефона! Выучите с ним эту информацию.
- Огнеопасные приборы храните в недоступном от ребёнка месте.
- Показывайте своим примером, что вы выключаете электроприборы, особенно мелкие приборы (утюг, фен, кофеварка, чайник).
- Расскажите, что в деревне или на даче без взрослых нельзя, подходить и включать обогревательные приборы (камины, батареи).
- Не забывайте напомнить, что «спички – детям не игрушка»!
Как дети реагируют на первые признаки пожара?
Огонь – это страшно! Что вы бы сделали на месте ребёнка? Да, спрятались бы в укромном месте, где бы вас никто не нашёл.
Даже если ребёнок захочет сообщить об опасности, страх – парализует! Ребёнок может кричать, но в таких случаях голос обычно садиться.
Пожарные в масках и широких костюмах – выглядят страшно. Ребёнок может напугаться.Попробуйте придумать сказку о «маленьком неукротимом огоньке», расскажите, как быстро он растет и с какой скоростью умеет перемещаться. Подобные истории помогут ребенку ощутить силу и опасность огня.
Можно придумать правила безопасности. Ребенок должен знать, что если он видит пламя, то нужно:
- Не притрагиваться к огню, а звать на помощь взрослых!
- Если взрослых нет дома, выйти из квартиры и обратиться за помощью к соседям!
- Не искать укрытия в горящей квартире!
- Не спускаться на лифте, а бежать вниз по лестнице!
- Если квартира заперта, не поддаваться панике, а звонить 01 или 112 и звать на помощь соседей!
- Необходимо помнить, что опаснее огня может быть только дым. Чтобы не задохнуться при пожаре, следует дышать через мокрую марлю и ползти к выходу, не поднимаясь на ноги. Дым имеет свойство подниматься вверх. Родителям нужно постараться не напугать ребёнка, а вызвать у него желание быть внимательным и осторожным.
- Огонь – это очень большая опасность! Нужен ли план эвакуации?
- Рисуя ситуации по правилам пожарной безопасности и план эвакуации – вы поможете ребенку не напугаться и усвоить материал.
- Разработайте план, согласно которому, у вас будет два аварийных выхода.
- Покажите ребенку, каким будет план во время эвакуации.
- Схематично изобразите планировку комнаты все выходы и входы.
- Чтобы не напугаться, ребёнок должен знать все методы оказания первой помощи.
- План эвакуации лучше повесить напротив двери в доступном для всех месте.
- Напишите номера телефонов экстренных служб и положите под телефон. Пожарные и спасатели МЧС – 01 и 112.
- Научите ребёнка открывать запертую изнутри дверь.
Как случаются пожары? Часто неосторожность и детская шалость служат поводом для огня. Когда ребенок остается один, особенно проявляется его стремление к самостоятельности. Дети в своих играх часто повторяют поступки и действия взрослых, имитируя их поведение. Детям хочется, как можно скорее, все узнать и испытать. Оставшись без присмотра, он может решитб поиграть с опасными приборами. Родители должны помнить, что оставлять детей одних очень опасно. В случае пожара малыш не сможет самостоятельно выбраться. Спасаясь от огня и дыма, дети обычно прячутся в укромном месте.
Что может послужить причиной пожара?
Ребёнок, увлечённый своей игрой, может положить игрушку в микроволновую печь. Включив её, микроволновая печь сразу же заискриться.
Ребёнок может включить конфорку плиты, даже не осознав это.
Включая, выключая лампочки, ребёнок может вызвать перенапряжение в сети. Лампочка может взорваться и стать причиной пожара.
Оставленные свечи после праздника, могут сжечь весь этаж.
Пробегающий ребёнок может опрокинуть работающий утюг на ковёр, тот загорится моментально.
Дети любят играть с проводами. Если ребёнок перегрызёт провод – случится беда.
Любые электроприборы могут выйти из строя прямо у вас на глазах и воспламениться.
Проверяя правила пожарной безопасности, задавайте детям вопросы:
Начался пожар. Что делать?
- Звонить – 01, 112. – Сказать фамилию, адрес, когда начался пожар.
- На столе лежат спички. Можно ли их взять? – Нет. Брать спички детям опасно.
- Огонь только начал разгораться. Чем его потушить? – Одеяло из плотной ткани, кожаная куртка, мокрое полотенце, огнетушитель.
- Мама забыла на доске утюг. Можно проверить как он работает? – Нельзя. Нужно попросить взрослых.
- Как следует вести себя во время пожара? – Не прятаться, не паниковать.
- На столе стоит чайник. Можно ли включить его мокрыми руками? – Нельзя. Вода – проводник тока. Нужно попросить включить взрослых.
Родители, давайте следовать урокам пожарной безопасности и обучать наших детей быть внимательными и осторожными.
Помните: подобные уроки должны начинаться с самого раннего детства. Пожар легче предотвратить, чем его потушить.
Не забывайте: гораздо легче предотвратить пожар, чем его потушить. Простые меры предосторожности помогут вам обезопасить себя и своих детей.
Посмотрите презентацию вместе с ребёнком:
Советуем почитать детям:
Баданов М. Костер.
Барто Д. Гроза.
Бороздин В. Поехали!
Волынский Т. Кошкин дом.
Гардернес Э. Старший брат.
Голосов П. Сказка о заячьем теремке и опасном коробке.
Житков Б. Пожар в море. Пожар. Дым.
Зуев К. Машину проверяю.
Ильин Е. Солнечный факел.
Иоселиани О. Пожарная команда.
Куклин Л. Сталевар. Кузнец. Пожарный.
Маршак С. Кошкин дом. Вчера и сегодня (отрывок). Пожар.
Михалков С. Дядя Степа (отрывок).
Новичихин Е. Ноль – один. Спички.
Оленев К. Красная машина.
Орлова Д. Как Стобед хотел испугать волка, а сам чуть не сгорел.
Пермяк Е. Как Огонь Воду замуж взял.
Распутин В. Костер.
Смирнов О. Степной пожар.
Сухомлинский В. Воробышек и огонь.
Толстой Л. Пожар. Пожарные собаки.
Фетисов Т. Куда спешат красные машины.
Холин И. Как непослушная хрюшка едва не сгорела.
Хоринская Е. Спичка-невеличка.
Цыферов Г. Жил на свете слоненок.
Чуковский К. Путаница.
Яковлев Ю. Кто о чем поет?