Статья – От любви к маме до любви к Родине
(Из опыта работы Базылевой Н. И.- музыкального руководителя
МБДОУЦРР№ 28 «ОГОНЁК»)
(Презентация – Выступление Базылевой Н.И. — От любви к маме до любви к Родине)
Главные составляющие любви к Родине, – это любовь к родному краю, к родной природе, родной речи, культуре русского народа; в более младшем возрасте любовь к маме, к своему дому, к близким людям, к родному детскому саду, школе, родному городу. Эта любовь лежит позже в основе всех поступков, и действий человека. Всю свою жизнь он пользуется той системой ценностей, которая формируется уже с раннего возраста, которая определяет позже его характер и личность. (а сейчас я спою!)
«Что такое Родина?» – У меня спросили, –
Под окном смородина… Лес, где мы бродили…
В рощице берёзовой пение кукушки,
И зарёю розовой на траве росы веснушки….
Это вся моя семья, и улыбка мамы,
Это верные друзья, сад, любимый самый,
Купол неба голубой, где летают птицы,
Это школа, где с тобой скоро будем мы учиться…
Эта песня была написана мною к выпускному празднику в детском саду много лет назад. Но до сих пор, когда её поют на празднике дети, у меня почему-то сладко щемит сердце. Наверное, потому, что всякий раз вспоминается своя малая родина, небольшой посёлочек, где всё так и было: и спелая смородина под окном родного дома, и пение кукушки по утрам в соседней берёзовой рощице, и сладкая роса на траве, которую мы пили в детстве, собирая её ладошкой. Никогда не забудется деревянное здание родной школы, где так задорно звал на урок заливистый колокольчик.
Красота природы, где прошло моё детство, подарила мне столько ярких впечатлений, и волшебных потрясений, что они просто не могли позже не отразиться в моих песнях и стихах, и на моей работе.
И среди этой красоты,
Не устаю я удивляться:
Трава, деревья и цветы,-
Как вами мне не восхищаться!
Трава!-
Нежнее шелка ты,
В росе, сверкающей утрами,
Сколь изумрудной чистоты
В тебе под яркими лучами.
Деревья!-
Лучшие друзья,
Как вы красивы, горделивы!
Делюсь так часто с вами я
Тем, что в душе. Вы молчаливо,
Раскинув ветви надо мной,
Как стражи верные стоите,
И лишь сочувственно листвой
Над головой прошелестите.
Цветы! Стрекозы! Мотыльки!
И нить ажурной паутинки!
И камыши, и родники!
И с детства милые тропинки,
-Все близко мне!
Красивей нет
Сибирского родного края!
Любви к нему волшебный свет
В своей душе оберегая,
Я снова к детям тороплюсь,
Опять восторгами своими,
Всем, что люблю, я поделюсь
При встрече очень щедро с ними!
С чего начинается детство? Конечно же с маминых колыбельных, которые полны нежности, покоя, умиротворения, любви. И тут возникает проблема: очень многие современные мамы просто не знают колыбельных песен. На помощь приходит неиссякаемый источник словесного и песенного творчества русского народа, тут и колыбельные, и пестушки, и потешки, и «игралочки», и «купалочки», и многое другое, что помогает растить малыша. Чтобы мамы узнали лучше эту сторону культуры русского народа- провожу мастер –классы, на которых они учат колыбельные песенки, знакомятся с русским фольклором, приобретают умение использовать различные игровые действия, сопровождающиеся стихотворными приговорками, которые очень нравятся малышам. Рекомендую мамам передавать полученные знания и умения своим детишкам, которые позже переносят эти знания и умения в игры с любимыми игрушками.
Систематически вместе с коллегами проводим мастер-классы, посвящённые народной кукле, истории её изготовления, её назначению. По моей просьбе мамы и бабушки смастерили вместе с детьми кукол, в которых какая-то часть одежды специально была сшита из кусочка ткани знакомого маминого платья, это кукла была для каждого ребёнка как частичка дома, эти куклы вызывали у детей особые тёплые чувства. Дети с большим удовольствием играли с ними, пели им колыбельные, прижимая к себе, читали им потешки, заботливо «кормили» кашей.
На тематических занятиях «Спой, мама, колыбельную…», дети подготовительных групп сами сочиняли свои колыбельные песенки, их они позже использовали в самостоятельной деятельности и играх.
На праздниках разыгрываем целые мини-спектакли с использованием русского народного фольклора. Итогом работы всего коллектива в этом направлении был показ театрализованного представления «Золотые россыпи русского фольклора», сценарий к которому был написан мною по материалам устного народного творчества. ( слайд № 1, 2 страницы)
Любовь к родной природе формирует самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.
На протяжении многих лет стараюсь сформировать у детей умение помогаю видеть прекрасное в обыденном, замечать изменения в состоянии природы, любоваться обычными, на первый взгляд, вещами: алым рассветом, мокрым асфальтом, узором из осенних листьев. Авторские песни «Музыкальное настроение», «На осеннем балу», «Эхо», «Осень-рукодельница», раскрывающие красоту природы, с удовольствием исполняются детьми на праздниках и развлечениях. ( сл. № 2)
«Вышивала не девица,
Это Осень-мастерица,
На тропинки, на дорожки
За листком кладёт листок…
То ли пёрышко Жар-птицы,
То ли зёрнышко пшеницы,
То листочек, то цветочек,
То волшебный завиток…»
Русские народные сказки – богатое наследие русского народа. В них мы встречаем добро и зло, смелость и трусость, в них лежат основы доброты, справедливости и дружелюбия. В сказке «Репка» – взаимопомощь, «Кот, петух и лиса» – помощь друга, «Морозко» – трудолюбие, которое обязательно оценят, и лень, которая будет наказана. Ребенок, слушая сказку, эмоционально переживает за главного героя и очень важно, чтобы он понял, что добро всегда побеждает. Качества, которыми наделены положительные герои сказок, такие как смелость, доброта, смекалка и умение стойко переносить трудности, мы хотим видеть в наших детях. Русские сказки воспитывают любовь к родной природе, прививают патриотические чувства. Часто вместе с детьми готовим сказку с использованием теневого театра, особенно это помогает закомплексованным, стеснительным детям, которые боятся зрителя, а за ширмой теневого театра такой ребёнок чувствует себя вполне комфортно. (слайд №3)
В моей работе давно стало традицией, в постановке сказок принимают активное участие родители, дедушки и бабушки. Так, например, в младших группах кукольный спектакль по русской народной сказке показывают мамы и бабушки. Причём иногда сказку играют не только за ширмой, но и в непосредственной близости к детям, которые с удовольствием смотрят спектакли, разыгрываемые родителями. Появился целый цикл маленьких театральных представлений «Докучные сказки», «Сказки из бабушкиного сундучка», (слайд № 4)
где дети очень легко воспринимают юмор, и смеются вместе со взрослыми.
В младших и средних группах практикую двойные роли, когда вместе с мамой, папой или бабушкой играют их дети. Например, в сказке «Колобок», адаптированной для праздника, было две лисички – (лиса-мама и её дочка-лисичка, два Волка, два медведя (папа-медведь и медвежонок), мама Зайчиха и зайчонок), и даже колобка было два: мама и сынок. Так было интереснее для детей и совсем не страшно играть роль рядом с мамой и папой, тем более, что слова и песенки под русские народные мелодии учили вместе дома. На последнем осеннем развлечении столько радости и восторга доставил показ сказки «Репка», где роли дедушки, бабушки, и Козы играли дедушка и папа, бабушка и мама.
(слайд №5)
На празднике «Бабушки и дедушки – лучшие друзья» ( слайд № 6) дети открывают своих бабушек и дедушек с другой стороны: как артистичных, весёлых, талантливых, которыми они вправе гордиться.
Любовь к родному детскому саду, к родной группе, друзьям – это маленькие капли, составляющие всеобъемлющую любовь – к Родине. Умение дружить, договариваться, уступать, помогать друг другу лучше всего формируется в совместной деятельности. Под впечатлением от прослушанного музыкального произведения П.Чайковского «Танец феи Драже», у детей разыгралась фантазия: были придуманы новые персонажи: фея Шоколада, фея Мармелада, Ириска, Карамелька, Конфетный Король, солдатики Шоколадные батончики. Дети придумывали вместе танцевальные движения, песенки, вместе с мамами готовили костюмы, рисовали и изготавливали декорации к оформлению, в чём помогала воспитатель по изобразительной деятельности Тормышова Анна Сергеевна. Получилась прелестная «Конфетная сказка» – результат большого совместного труда взрослых и детей, который всех сплотил. (слайд № 7 ) – 3странички
Традицией в нашем детском саду стала январская театральная неделя, где театрализованные спектакли по мотивам русских народных сказок, а также по музыкальным произведениям русских композиторов детям и приглашённым гостям показывают сами педагоги: воспитатели, узкие специалисты. Предлагаю вашему вниманию коллажи по сказкам «Иван-царевич и Серый волк». (слайд № 8)
Сказка «Мышиная королева» по мотивам балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». (слайд № 9) – 2 странички
Любовь к родному краю, к родному городу формируется с детства.
Придерживаясь традиций русской волшебной сказки (троекратное повторение какого-либо действия, неторопливого изложения, наличие чудес, сказочных предметов: блюдечка золотого, яблочка наливного, скатерти-самобранки, ковра-самолёта), мною был написан сценарий «Сказки о родном городе».
Педагоги нашего детского сада очень талантливо представили эту сказку гостям, детям, родителям. (слайд № 10) – 2 странички
В спектакле использовано поэтическое произведение бердского поэта А. Сорокина « Подарок». На празднике дети узнали о многих знаменитых людях Бердска: героях Отечественной войны, бердчанах, заслуживших славу своим трудом. Узнали, чем знаменит наш город, играли в игры «Узнай это место», «Как это называется?» (автор игр Семенюк С.П.). Дети-артисты танцевали под русские народные мелодии пели авторскую песню «Про Бердск», и читали стихи собственного сочинения о родном городе.
Вот некоторые из них: (прочесть)
В процессе подготовки к традиционным русским праздникам в старших и подготовительных группах, таких, как Масленица,
(слайд №11) – 2 странички
«Осенины», Веснянка, знакомлю детей с обычаями русского народа, его песнями, танцами, хороводами, играми. Некоторые игры и хороводы адаптировала к детским праздникам, например: хоровод «Царевна-королевна», игра «Сапожник». Для обогащения материала были написаны авторские игровые песни.
Интересно и весело проходит праздник «Капустник», на котором в веселом хороводе дети дружно «солят» капусту, а любимый персонаж русского фольклора Козёл играет с ними в народные игры. (слайд № 12)
Нельзя стать патриотом своей страны, не зная культуру родного народа, шедевры живописи его талантливых художников, его не только народную, но и классическую музыку, поэтические произведения великих поэтов «…давно минувших дней», поэтов-современников. Ко многим музыкальным произведениям и картинам известных художников мною были написаны авторские стихи: «Богатырь», «Февраль-художник », «Осень», «Алёнушка», «Зимний сон», которые, помогают детям лучше понять замысел композитора и художника, раскрывают красоту природы, формируют особое чувство сопричастности к великому русскому народу. И я надеюсь, что мой труд и моя любовь к нашей великой Родине внесут свой вклад в формирование маленьких патриотов самой прекрасной в мире страны.
А завершить своё выступление я хочу коротким авторским стихотворением «Богатырь» (прочесть).
Спасибо за внимание!