Подготовка к детскому саду
Скоро в детский сад
Собираемся в детский сад!
Там – где раздается смех,
Там – где множество потех,
Там – где хором поют песни,
С друзьями вместе, интересней…
Перед школой, всех ребят,
Отправляют в… ДЕТСКИЙ САД.
Отдавая ребенка в дошкольное учреждение, родители беспокоятся за его судьбу. Ребенок впервые остается без близких людей в незнакомой обстановке. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из многих, такой же как и другие. Это ломает сложившиеся у него стереотипы, требует психологической перестройки, изменения поведения, выработки новых умений. А малыш раним, его организм функционально не созрел, ему трудно приспосабливаться и следовательно ему нужна помощь взрослых: родителей.
Как же сделать этот процесс менее болезненным?
Психологи выделяют несколько признаков готовности ребёнка пойти в детский сад:
• Он умеет общаться с другими детьми и взрослыми
• Он с удовольствием играет с детьми
• Ребёнок может провести длительное время за самостоятельными занятиями: рисованием, лепкой, игрой
• Малыш не боится новых впечатлений и незнакомых мест
• Ребёнок надолго может оставаться без матери
• У него развиты элементарные навыки самообслуживания: ребёнок сам ест, уверенно ходит на горшок, умеет снимать и надевать простую одежду и обувь.
Давайте знакомиться!
Еще до поступления в детский сад родителям желательно посетить дошкольное учреждение и познакомиться с заведующей, с воспитателями той группы, которую будет посещать малыш. Придите в детский сад и понаблюдайте за детьми: довольны ли они, нравится ли им там.
Что нужно делать родителям еще до поступления ребенка в детский сад?
• Настройте ребёнка позитивно. Расскажите, что в детском саду его ждут новые товарищи для игр и новые игрушки
• Готовьте ребенка к общению с другими детьми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях (особенно если у вас единственный ребенок – у него только опыт общения со взрослыми!). Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.
• Узнайте распорядок дня в группе и приблизьте режим ребенка дома к распорядку дня в группе. Постепенно приучайте ребёнка к режиму, который предстоит ему соблюдать. Определите время подъёма и завтрака, дневных прогулок и постепенно «подгоняйте» день малыша под распорядок детского сада.
• Обсудите в семье с ребенком, что положительного есть в детском саду (новые товарищи, много игрушек, там учат песенки и поют и т.д.). Важно, чтобы малыш не боялся детского сада, – тогда ему будет легче привыкать. Ни в коем случае не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание.
• Узнайте, быть может в этот сад, ходят дети ваших соседей или знакомых. Адаптация пройдет легче, если в группе у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе. Посетите детский сад, в то время, когда дети на прогулке и познакомьте своего малыша с воспитательницей и с детьми.
• Учить ребенка дома всем навыкам самообслуживания.
• Готовить Вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать ему понять, что это неизбежно только потому, что он уже большой. Скажите ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
• Повысить роль закаливающих мероприятий.
• Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.
Первый день.
Первый день сложен, как и для ребенка, так и для родителей. Есть несколько рекомендаций для того, чтобы этот день прошел более успешно:
• Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад. ПОМНИТЕ! Тревога и беспокойство родителей передается детям.
• Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.
• Расскажите воспитателю об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравиться, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.
• Особенно тяжело переносят дети разлуку с родителями, если их приводят к 8 часам утра и оставляют до вечера. Поэтому во время адаптации время, проведенное ребенком в детском саду, увеличивается постепенно, начиная с 2 часов. Всегда приходите за малышом, когда обещали, старайтесь не опаздывать.
• В привыкании к новым условиям важную роль играет возможность «интимизировать» обстановку; принести с собой свои игрушки. Любимая игрушка овладеет вниманием ребёнка и помогает отвлечься ему от расставания с близкими. Постарайтесь уговорить оставить игрушку переночевать в садике и наутро снова с ней встретиться. Пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомит там с другими, расспрашивайте, то с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкать к садику.
• Общайтесь с ребёнком дома как можно больше. Расспрашивайте, как прошел его день, хвалите за успехи, вместе обсуждайте сложные ситуации, возникшие в группе.
Первая одна-две недели проходят очень эмоционально для ребенка, поэтому взрослым, кто окружает ребенка дома, нужно запастись терпением. Как помочь ребенку на этом этапе?
• Следует создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. Щадить ослабленную нервную систему ребенка. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему, – на время прекратить походы в цирк, театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.
• Запасетесь терпением, не реагируйте на дерзкие выходки и не наказывайте за капризы.
• Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребёнком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты. По выходным хорошо играть в самодельную напольную игру “Дорога от дома к детскому саду” – карта с дорожками и домиками-ориентирами: “Наш дом” “Мамина работа”, “Папина работа”, “Магазин”, “Детский сад”. По дороге из дома в сад и обратно требуется запоминать ориентиры и, придя домой, наносить (ставить) их на карту. Ребенок ходит своей фигуркой, родители – своими. Играя в “Дорогу в детский сад” по выходным, малыш не отвыкает от сада, и понедельник не будет казаться ему ужасным днем.
• Необходимо поддерживать и в выходные такой же режим дня, как и в детском саду!
• Если ребенок с трудом расстается с матерью, то желательно первые несколько недель пусть отводит в детский сад его отец.
• Не совершайте ошибки и не делайте перерывов в посещении садика – неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.
• Объясняете ребёнку, что «садик» – это почти то же самое, что и мамина или папина работа. Только интереснее. Если истерики повторяются из раза в раз – это повод посетить детского психолога и выяснить, что на самом деле пугает вашего ребёнка.
• Старайтесь реагировать на плач и нежелание идти в детский сад спокойно.
педиатр Томченко Е.А.
(скачать, doc)