Золотые россыпи русского фольклора

(скачать, doc)

 

Неисчерпаем источник словесного и песенного творчества русского народа, тут и колыбельные песенки, и пестушки, и потешки, и «купалочки», и «игралочки», и заклички, и весёлые дразнилки, и многое другое, что можно использовать в общении со своими детьми.

С чего начинается детство? С маминых колыбельных, которые полны нежности, покоя, умиротворения, любви… Вот одна из таких колыбельных:

Ходит сон по лавочке

В красненькой рубашечке,

А сониха по другой,

Сарафанец голубой,

Они вместе идут,

Дрёму деточкам несут,

Баю, баю, баю, бай

Поскорее засыпай…

 

«Колыбельные» – произведения первой группы детского фольклора. Их назначение – убаюкать, усыпить ребенка; няньки, матери и бабушки пели эти песни над зыбкой, или укачивая ребенка на руках.

Колыбель, люлька, «зыбка» – называлось приспособление для сна и укачивания. «Колыбельная» песня – байка, от слова «колыбать»,

«качать», «байка» от «байкать, баюкать». Имеет разнообразный ситуационный контекст, всегда индивидуальный, так как нельзя предугадать, когда ребенок заснёт. Иногда сюжет закончен, иногда нет.

Во многих колыбельных песнях отражается образ жизни окружения младенцев или действия сказочных персонажей:

У кота, у кота колыбелька золота,

У дитятки моего и получше того.

Люлечка точеная, душки золоченые,

У кота, у кота и подушечка бела,

У дитятки моего и белее того!

 

Баю-баю- зыбаю,

Пошел отец за рыбою,

Матушка дрова пилить,

Бабушка уху варить,

Братушка траву косить,

А сестра воду носить,

Ване спать в зыбке новой,

На перинке на пуховой…

 

Какие яркие, сочные образы иногда звучат в тексте колыбельной:

Заря – заряница, солнцева сестрица,

День замыкает, месяц зажигает,

И лес – то спит! И река-то спит!

Ходит сон у окон,

Ходит, бродит да звенит,

Нашей Оле спать велит!

 

Тш –тсс- кто там? Кто там?

Кто шуршит там по лугам?

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши , не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька – кот,

Разобьет весь хоровод.

 

Баю- баюшки- баю,

Баю ягодку мою!

В зыбке новенькой

Сторублевенькой

Баиньки да баиньки,

В огороде заиньки,

Заиньки гуляют,

Деточку качают…

 

А вот колыбельная «Соловейка», нежная, ласковая, поэтичная:

Соловейка, соловей, ты гнезда себе не вей,

Прилетай ты в наш садок под высокий теремок,

Под кусточком попорхать, спелых ягод поклевать!

Солнцем крылышки погреть, Оле песенку пропеть!

Баю-баюшки- баю! Баю Оленьку мою!

 

Можно использовать такие приговорочки перед тем. Как укладывать малыша спать:

Спи ,сынок, спи, сынок.

Только мой сынок уснет –

Дедки – Дрёма к нам придет…

Старый Дрёма – старичок,

Острый серый колпачок…

Принесет с собой мешок,

А в мешке для деток сны

У него припасены.

Для дурных, для шалунов

Не припас он сладких снов,

А для крошки моего

Лучший сон есть для него!

Баю-баюшки-баю!

Баю ягодку мою!

В зыбке новенькой,

Сторублевенькой!

А баиньки, баиньки,

А поедем к бабеньке.

К бабе в деревеньку,

Бабенька старенька.

Что она нам скажет?

Что она покажет?

Ступу да лопату,

Корову горбату,

Овин с овсом,

Жеребца с хвостом,

Петушка со шпорами,

Воротца с запорами!

А баю-баю-баю!

Живет Федя на краю!

Он не беден, ни богат!

Трое маленьких ребят:

Один Мишка, другой Гришка!

Да Ванюша простота,

Купил лошадь без хвоста!

 

Очень часто используется в русском фольклоре образ кота, котика:

Котя-котенька , коток!

Не ходи ты в погребок!

По сметанку и творог,

Поди, Котя, на торжок,

Купи, Котя, пирожок,

Сам кусочек не куси,

Маше целенький неси!

 

Много приговорочек посвящено у русского народа солнышку:

Солнышко, выгляни!

Красное, высвети!

Сядь на пенек,

Опряди куделёк.

Солнышко, солнышко,

Красное ведрышко!

Выгляни из-за горы,

Да до вешней поры

Деточек приласкай,

Деточки, подрастай!

 

Когда младенец начинал узнавать близких, протягивать ручки, ходить, взрослые забавляли его разными песенками и короткими стишками, ими сопровождались первые движения ребенка. Это были «Пестушки» – произведения простые по своей поэтической форме, ритм произносимого текста совпадали с ритмом действий. «Пестовать» – «нянькать», «смотреть», «растить». Пестушки являлись первыми текстами, которые слышал младенец, со временем ребенок реагировал на слова в пестушках, как на сиглалы, имеющие определенное смысловое значение. При частом произнесении их одновременно с действиями в сознании ребенка в скрытой форме имели побудительное значение.

 

Потягушеньки! Порастунюшки!

Поперек толстунюшки!

А в ножки – ходюнюшки!

А в ручки – хватунюшки!

А в роток – говоролк!

А в голову – разумок!

Или:

Потяг, потяг!-

Так и этак – ляг!

Так и этак – дыб- дыбок,

Дыб – дыбок!

Скоро Васеньке – годок!

 

Очень нравится малышам, когда наряду с определёнными действиями взрослый приговаривает:

 

Мешу, мешу тесто!

Есть в печи место!

Пеку! Пеку! Каравай!

Переваливай давай!( перевернуть младенца)

Или разводить ручки ребенка в стороны, и говорить:

Тятеньке – сажень!

Маменьке – сажень!

Дедушке – сажень!

Бабушке – сажень!

Братику – сажень!

Сестрице – сажень!

А Колюшке – большую, наибольшую!

Можно легко постукивать пальцами, перебирая по спине, в направлении шеи с такой приговоркой:

Шел бой по спине!

Нёс семеро лаптей

Себе и жене!

И детёнку по лаптёнку!

 

Легко постукивать по стопе, пяточкам:

Кую, кую ножку,

Пойду на дорожку!

Дорожка кривая!

Кобылка хромая!

 

А когда начинает «гулить» ребенок, можно использовать такой текст:

Ах, поёт, поёт соловушка!

Поёт, поёт молоденький!

Молоденький, хорошенький,

Хорошенький, пригоженький!

Качать на руке:

А тари-тари-тари!

Куплю Маше янтари!

Останутся пятаки,

Куплю Маше башмаки,

Останутся деньги,

Куплю Маше серьги!

Останутся грошики,

Куплю Маше ложки!

Останутся полушки,

Куплю ей подушки!

 

 

 

Вот ваш малыш проснулся, достаньте его из кроватки, положите, и проговаривате, поднимая ручки, ножки):

Тень-тень-бутетень!

Выше города плетень! ( 1 ручка)

За плетнём – изба! ( 2 ручка).

На избе – труба! ( 1, 2 ножка).

За порогом – лебеда ( поглаживание по бочкам)

На лебеде – лавка,

А на лавке – Славка!

 

Игра в «Кулачки», массаж рук и пальчиков, разгибать и сгибать:

Ай, туки, туки, туки!

Застучали молотки!

Застучали молотки,

Заиграли локотки!

Туки – ток! Туки –ток!

Скоро Ванечке годок!

 

А вот и маленькие забавные сопроводительные приговорки для игры с ребёнком:

Катание на колене:

Поехали, поехали

В Москву за орехами,

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке,

По кочкам, по кочкам!

По синеньким цветочкам!

В ямку – бух! –

Раздавили 40 мух!

(Катание на колене с подпрыгиванием):

Невеличка – маленька,

Белоличка – Галенька!

Умывалася сама!

Одевалася сама!

Едет! Едет! Прям к обеду

К маме! К папе! К бабе! К деду!

Когда пытается встать:

Будь толста в бабушку!

Будь красна в матушку!

Будь умна в батюшку!

Вопросы по викторине.

 

Это уже «потешки» – песенки и стишки к первым играм ребенка с пальчиками, ручками и ножками. Потешки начинали применять, когда ребенок понимал речь и был в состоянии сам произносить некоторые слова. Основная функция потешек – развеселить, позабавить малыша. Потешка неразрывно связана с игровым элементом, текст потешки оформляет игру, ведет за собой игровое действие. Как правило, такие игры основаны на тактильном контакте взрослого и ребенка.

Всем знакомая игра «Ладушки»- брали ручки малыша, похлопывая в такт ладошками, припевали):

Ладушки! Ладушки!

Где были? У Аннушки!

Что ели? Оладушки!

А у Панечки – прянички!

А у Дуняшки – кулажки!

А у Акульки – жамульки!

А у Микешки – орешки!

А у Трошки – крошки!

А у Сенечки – семечки!

Провожали нас – веничком!

Можно постукивать по спинке:

Что в горбу? Что в горбу?

Денежки! Кто их клал?

Дедушка! Чем их клал?

Ковшичком!

Медь иль серебро?

Золото! Золото! Золото! ( в конце – щекотать).

 

Лады, лады, ладушки!

Где были? У бабушки!

Пили, ели пирожки!

Написали в сапожки!

Ух, ну! Ой, на!

Ой-да-да!

Наша Таня – красота!

Доченька ты моя разжеланная!

Писанка ты моя сладкая!

Да я тебя на ручки возьму!

Да я тебя на улочку сведу!

А там бабенька идёт!

Молочка в рожке несёт!

В рожке – молочка!

В подушке – пирожка! ( щекотать грудку, животик).

Когда купаете ребёночка, можно приговаривать:

Вода те-ку-чая!

Дитя рас-ту-чее!

Вода – книзу, книзу!

Дитя – кверху, кверху!

Как с гуся вода!

Как с лебедя вода!

С моего дитя – вся худоба,

На пустой лес!

На большую воду!

На гнилую колоду!

Дитятко наше! Нет тебя краше!

Ягодка – клубничка! Румяное личико!

Щечки, что яблочки! Губки, что ягодки!

Глазки – сереньки! Ручки – беленьки!

Проснулись! Потянулись!

Положили голыша!

Развернули крепыша!

На перинку! На простынку!

Не на край! На серединку!

Мыли ручки? – Мыли!

Мыли ушки?- Мыли!

Мыли хвостик? – Мыли!

А теперь мы чистые!

Зайчики пушистые! ( погладить, похлопать).

Массаж ушек:

Садим Танечку в кадушку,

Позовём мы к ней лягушку!

И запрыгнула лягушка

Прямо Танечке на ушко! ( погладить и массаж ушей).

 

 

«Прибаутки» – песенки и стишки, интересные по содержанию; чем старше ребенок, тем сложнее содержание прибауток. Сюда присоединяются и потешки, и заклички – обращения к явлениям природы, и заговоры.

Не плачь, не плачь! Куплю калач!

Не вой, не вой! Куплю другой!

Не реви, не реви! Куплю еще три!

 

В прибаутках очень часто природные явления «оживлялись», с ними вели диалоги:

Ветер – ветерцо!

Не дуй Танечке в лицо!

А дуй ей ты в спину,

Чтоб идти было в силу!

Гром, гром! Не бей в наш дом!

А бей в колоду! В холодну погоду!

Радуга – дуга! Перекинься на луга!

Выйди , солнышко , из-под брёвнышка!

 

Можно использовать вот такую поговорочку:

Ух ты, моя деточка,

Золотая веточка!

Виноградна косточка!

Сладкая конфеточка!

Или:

Сорока-белобока… ( перебирает пальчики).

Большаку – дрова рубить!

А тебе – воды носить! ( указательный).

А тебе – печь топить !

А малышке – песни петь!

Песни петь да плясать

Родных братцев потешать!

( водить указательным пальцем взрослого по ладошке ребенка и говорить):

Сорока, сорока, на порог скакала,

Гостей поджидала,

Не придут ли гости,

Не съедят ли кашки?

Приехала Агашка всю доела кашку!

Этому дала на тарелочке,

Этому на ложечке,

Этому на плошечке,

Этому на лутовочке,

Этому – в горшочке,

Этому – в мешочке!

Палочку – мальчику

Кашки не досталося! ( всё выше по руке).

Он взял коробочку,

Пошел по водичку,

Тут ступил – тепленько!

Тут ступил – горяченько!

Тут пень да колода! ( локоток)Тут белая береза!

А тут – ключики – кипят-кипят! (щекотать).

Покачивая на коленях:

Хорошая дорога, хорошая дорога!

Вот что-то стала хуже, вот что-то стала хуже! ( сильнее)

Шаляет- валяет ( покачивает вправо- влево)

На мостике! Под мостиком!

На хвостике! Под хвостиком!

Бух! В ямку!

 

Если ребенек не хочет просыпаться, можно поглаживая его приговаривать: .

Лень – потягота,

Поди на Федота,

С Федота на Якова,

С Якова на всякого!

Если что-то болит:

У лисы – боли!

У волка – боли!

У Николушки не боли-

-В лес к березе унеси!

 

При кормлении:

Пришел киселек,

На залавочке присел,

На залавочке присел!

Поесть Оленьке велел!

Ложка гнётся!

Нос трясется!

Сердце радуется!

В баньке:

Гуси – лебеди летят,

В поле банюшку доспели,

Коростель полки мостил!

Таракан дрова рубил,

Комар по воду ходил!

В грязи ноги увозил,

Он не вытащил,

Глазки вытаращил!

Блоха поднимала,

Живот надорвала,

Муха банюшку топила,

Пчелка воду наносила,

Оса щелок щелочила,

Блошка парилася,

С полки грянулася!

Охи! Охи! Не могу!

Потяните за ногу!

 

Как у нашего соседа

Хороша была беседа,

Свиньи в дудки заиграли,

Два бобра выплясали,

Петушок припевал,

Левой ножкой – подбивал,

Пошел правой подбивать,

Пошел девок целовать!

 

Покачивать то от себя, то к себе:

Тяну, тяну, рыбу ловлю!

В кошель кладу,

Домой несу!

Щучки – в кучке!

Плотички – наполички!

Один ершок – да и тот в горшок!

 

Катание малыша с подушки, как с горки:

Тюшки-тютюшки, веселы ли душки!

На белу подушку подниму дочушку

На крутую горку – бух!

Покатились! С горки свалились!

 

«Купалочка», раздевать перед купанием или ко сну:

Где наша дочка? У Ивана!

Как ее зовут? Ульяна!

Где живет? В садочке!

Что на ней? Сорочка!

Сорочка какая?

Белая, льняная!

 

Погладить по головке, потянуть за ушки:

Ванька-встанька – карапуз!

Надевай большой картуз!

Каравай съешь хлеба!

Вырастешь до неба!

 

Поглаживая по животику:

Ту-ка, ту-ка! Вот пузырь молока!

Кто его выпьет, красавчиком выйдет!

Валенька выпьет, красавчиком выйдет!

Легко пощипывая, делать массаж:

Чи-ли,чи-ли,воробей! Ты не клюй конопель!

Конопель трещит, Воробей пищит!

Чи-ли-чью! Чи-ли-чью!

Тешу доченьку мою!

 

Пяточная щекотка и похлопывание по пяткам:

Жулик – вор! Жулик – вор!

Не ходи к нам во двор!

Тебе ножки подковать!

Ты не будешь воровать!

 

Далее предлагается несколько вариантов массажа :

(Кистями рук ребенка играть)

Ж-ж-ж, пчёлки!     – пощипывание

Жальца – иголки!

Серые! Малые!

Крылышки алые! – кистями рук изображают полёт пчелок.

Пчёлки летают, медок собирают!

Стрижи прилетали,

Пчелок поймали! Хвать! – схватить ребенка.

 

Печка, печечка, – ту-ту!

Не вари кашку круту! (погладить по животику.)

Вари мягоньку! Да разваристу!

Мой ушастенький! (гладить ушки)

Мой щекастенький! (гладить щечки)

Мой лобастенький! (гладить лобик, головку)

Головастенький!

Мешу, мешу тесто (массаж)

Есть на печке место!

Пеку, пеку, каравай,

Переваливай, валяй! (перевалить на другой бок.)

Ай, чу-чу-чу-чу-чу!

Я горошек молочу! (похлопывание)

На чужом точку,

На пригорочку!

Ко мне курочки летят! (руками махать)

Ко мне уточки летят!

Ко мне уточки летят!

И цыплятки летят – крохоборочки! (пощипывание.)

 

ЩЕКОТАЛКИ:

(ладонь) – Тут пень!

(сгиб кисти рук) – Тут колода!

( сгиб локтя)       – Тут мох!

( плечо)               – Тут болото!

Тут холодная вода! (щекотать помышки)

 

Игра «Ладушки»- брали ручки малыша, похлопывая в такт ладошками, припевали). Дорогие гости повторяйте движения за мной:

Ладушки! Ладушки!

Где были? У Аннушки!

Что ели? Оладушки! (ладошка к ладошке)

А у Панечки – прянички! (объёмные ладошки)

А у Дуняшки – кулажки!   (кулачки)

А у Акульки – жмульки!     («царапки»)

А у Микешки – орешки!     (кулачок по кулачку)

А у Трошки – крошки!         ( пальчиком по ладошке)

А у Сенечки – семечки!       (пощипывание ладошки)

Провожали нас – веничком! ( поглаживание ладошки)

 

Водить указательным пальцем взрослого по ладошке ребенка и говорить:

Сорока, сорока, на порог скакала,

Гостей поджидала,

Не придут ли гости,

Не съедят ли кашки?

Приехала Агашка

всю доела кашку!

Этому дала на тарелочке, (загибая пальчик)

Этому на ложечке, (загибая пальчик)

Этому на плошечке,

Этому на мутовочке,

Этому – в горшочке,

Этому – в мешочке!

Пальчику – мальчику (мизинец)

Кашки не досталось! (всё выше по руке).

Он взял коробичку, (по руке-рукой)

Пошел по водичку, ( «пальчики шагают»)

Тут ступил – тепленько!( на предплечьи)

Тут ступил – горяченько! (до локтя)

Тут пень да колода! ( локоток) Тут белая береза!

А тут – ключики – кипят-кипят! (щекотать).

 

(скачать, doc)