Статья – От любви к маме до любви к Родине

(Из опыта работы    Базылевой Н. И.- музыкального руководителя

МБДОУЦРР№ 28 «ОГОНЁК»)

(Презентация –  Выступление Базылевой Н.И. — От любви к маме до любви к Родине)

 

Главные составляющие любви  к  Родине, – это  любовь к родному краю, к родной природе, родной речи,  культуре русского народа; в более младшем возрасте любовь к маме, к своему дому, к близким  людям, к родному детскому саду, школе, родному городу. Эта любовь лежит позже в основе всех поступков, и действий  человека. Всю свою жизнь он пользуется той системой ценностей, которая формируется уже с раннего возраста, которая определяет позже его характер и личность. (а сейчас я спою!)

 

«Что такое Родина?» – У меня спросили, –

Под окном смородина… Лес, где мы бродили…

В рощице берёзовой пение кукушки,

И зарёю розовой на траве росы веснушки….

Это вся моя семья, и улыбка мамы,
Это верные друзья, сад, любимый самый,

Купол неба голубой, где летают птицы,

Это школа, где с тобой скоро будем мы учиться…

Эта песня была написана мною к выпускному празднику в детском саду много лет  назад. Но до сих пор, когда её поют на празднике дети, у меня почему-то сладко щемит сердце. Наверное, потому, что всякий раз вспоминается своя малая родина, небольшой посёлочек, где всё так и было: и спелая смородина под окном родного дома, и пение кукушки по утрам в соседней берёзовой рощице, и сладкая роса на траве, которую мы пили в детстве, собирая её ладошкой. Никогда не забудется деревянное здание родной школы, где так задорно звал на урок заливистый колокольчик.

Красота природы,  где прошло моё детство, подарила мне столько ярких впечатлений, и волшебных потрясений, что они просто не могли позже не отразиться  в моих песнях и стихах, и на моей работе.

И среди этой красоты,

Не устаю я удивляться:

Трава, деревья и цветы,-

Как вами мне не восхищаться!

Трава!-

Нежнее шелка ты,

В росе, сверкающей утрами,

Сколь изумрудной чистоты

В тебе под яркими лучами.

Деревья!-

Лучшие друзья,

Как вы красивы, горделивы!

Делюсь так часто с вами я

Тем, что в душе. Вы молчаливо,

Раскинув ветви надо мной,

Как стражи верные стоите,

И лишь сочувственно листвой

Над головой прошелестите.

Цветы! Стрекозы! Мотыльки!

И нить ажурной паутинки!

И камыши, и родники!

И с детства милые тропинки,

-Все близко мне!

Красивей нет

Сибирского родного края!

Любви к нему волшебный свет

В своей душе оберегая,

Я снова к детям тороплюсь,

Опять восторгами своими,

Всем, что люблю, я поделюсь

При встрече очень щедро с ними!

С чего начинается детство? Конечно же с маминых колыбельных, которые полны нежности, покоя, умиротворения, любви. И тут возникает проблема: очень многие современные мамы просто не знают колыбельных песен. На помощь приходит неиссякаемый источник словесного и песенного творчества русского народа, тут и колыбельные, и  пестушки, и потешки, и «игралочки», и «купалочки», и многое другое, что помогает растить малыша.  Чтобы мамы узнали лучше  эту сторону  культуры русского народа- провожу мастер –классы, на которых  они  учат колыбельные песенки, знакомятся с русским фольклором, приобретают  умение использовать различные игровые действия, сопровождающиеся стихотворными приговорками, которые очень нравятся малышам. Рекомендую  мамам передавать полученные знания и умения своим детишкам, которые позже переносят эти знания и умения  в  игры с любимыми игрушками.

Систематически вместе с коллегами проводим мастер-классы, посвящённые народной кукле,  истории её изготовления, её назначению. По моей просьбе мамы и бабушки смастерили  вместе с детьми кукол, в которых какая-то часть одежды специально была сшита из кусочка ткани знакомого маминого платья, это кукла была для каждого ребёнка как частичка дома, эти куклы вызывали у детей особые тёплые чувства. Дети с большим удовольствием играли с ними, пели им колыбельные, прижимая к себе, читали им  потешки, заботливо «кормили»  кашей.

На тематических занятиях «Спой, мама, колыбельную…», дети подготовительных групп сами сочиняли свои колыбельные песенки, их они позже использовали в самостоятельной деятельности и играх.

На праздниках  разыгрываем целые мини-спектакли с использованием русского народного фольклора. Итогом работы всего коллектива в этом направлении был показ  театрализованного представления «Золотые россыпи русского фольклора», сценарий к которому был написан мною по материалам устного народного творчества. ( слайд № 1, 2 страницы)

 

Любовь к родной  природе  формирует самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.

На протяжении многих лет стараюсь сформировать у детей умение помогаю   видеть  прекрасное в обыденном, замечать изменения в состоянии природы, любоваться обычными, на первый взгляд, вещами: алым  рассветом, мокрым асфальтом, узором из осенних листьев.  Авторские песни  «Музыкальное настроение», «На осеннем балу», «Эхо», «Осень-рукодельница», раскрывающие красоту природы,  с удовольствием  исполняются детьми на праздниках и развлечениях. ( сл. № 2)

«Вышивала не девица,

Это Осень-мастерица,

На тропинки, на дорожки

За листком кладёт листок…

То ли пёрышко Жар-птицы,

То ли зёрнышко пшеницы,

То листочек, то цветочек,

То волшебный завиток…»

 

 

 

Русские народные сказки – богатое наследие русского народа. В них мы встречаем добро и зло, смелость и трусость,  в них лежат основы доброты, справедливости и дружелюбия. В сказке «Репка» – взаимопомощь, «Кот, петух и лиса» – помощь друга, «Морозко» – трудолюбие, которое обязательно оценят, и лень, которая будет наказана. Ребенок, слушая сказку, эмоционально переживает за главного героя и очень важно, чтобы он понял, что добро всегда побеждает. Качества, которыми наделены положительные герои сказок, такие как смелость, доброта, смекалка и умение стойко переносить трудности, мы хотим видеть в наших детях. Русские сказки  воспитывают любовь к родной природе, прививают патриотические чувства. Часто вместе с детьми готовим сказку с использованием  теневого театра, особенно это помогает закомплексованным, стеснительным детям, которые боятся зрителя, а за ширмой теневого театра такой ребёнок чувствует себя вполне комфортно. (слайд №3)

В моей работе давно стало традицией, в постановке сказок принимают активное участие родители, дедушки и бабушки. Так, например, в младших группах кукольный спектакль по русской народной сказке показывают мамы и бабушки. Причём иногда  сказку играют не только за ширмой, но и в непосредственной близости к детям, которые с удовольствием смотрят спектакли, разыгрываемые родителями. Появился целый цикл маленьких театральных представлений «Докучные сказки», «Сказки из бабушкиного сундучка», (слайд № 4)

где дети очень легко воспринимают юмор, и смеются вместе со взрослыми.

В младших и средних группах практикую двойные роли, когда вместе с мамой, папой или бабушкой играют их дети. Например, в сказке «Колобок», адаптированной для праздника, было две лисички – (лиса-мама и её дочка-лисичка, два Волка, два медведя (папа-медведь и медвежонок), мама Зайчиха и зайчонок), и даже колобка было два: мама  и сынок. Так было интереснее для детей и совсем не страшно играть роль рядом с мамой и папой, тем более, что слова и песенки под русские народные мелодии учили вместе дома. На последнем осеннем развлечении столько радости и восторга доставил показ сказки «Репка», где роли дедушки, бабушки, и Козы играли дедушка и папа, бабушка и мама.

(слайд №5)

На празднике «Бабушки и дедушки – лучшие друзья» ( слайд № 6) дети открывают своих бабушек и дедушек с другой стороны: как артистичных, весёлых, талантливых, которыми они вправе гордиться.

Любовь к родному детскому саду, к родной группе, друзьям  – это  маленькие капли, составляющие всеобъемлющую любовь – к Родине. Умение дружить, договариваться, уступать, помогать друг другу лучше всего формируется в совместной деятельности. Под впечатлением от прослушанного музыкального произведения П.Чайковского «Танец феи Драже»,  у детей разыгралась фантазия: были придуманы новые персонажи: фея Шоколада, фея Мармелада, Ириска, Карамелька, Конфетный Король, солдатики Шоколадные батончики. Дети придумывали вместе танцевальные движения, песенки, вместе с мамами готовили костюмы, рисовали и изготавливали декорации к оформлению, в чём  помогала воспитатель по изобразительной деятельности Тормышова Анна Сергеевна. Получилась прелестная «Конфетная сказка» – результат большого совместного труда взрослых и детей, который всех сплотил. (слайд № 7 ) – 3странички

Традицией в нашем детском саду стала январская театральная неделя, где театрализованные спектакли по мотивам русских народных сказок, а также по музыкальным произведениям русских композиторов  детям и приглашённым гостям показывают сами педагоги: воспитатели, узкие специалисты. Предлагаю вашему вниманию коллажи по сказкам  «Иван-царевич и Серый  волк». (слайд № 8)

Сказка «Мышиная королева» по мотивам балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». (слайд № 9) – 2 странички

Любовь  к родному краю, к родному городу формируется с детства.

Придерживаясь традиций русской волшебной сказки (троекратное повторение какого-либо действия, неторопливого изложения,  наличие чудес, сказочных предметов: блюдечка золотого, яблочка наливного, скатерти-самобранки, ковра-самолёта), мною был написан сценарий «Сказки о родном городе».

Педагоги нашего детского сада очень талантливо представили эту сказку гостям, детям, родителям. (слайд № 10) – 2 странички

В спектакле использовано поэтическое произведение бердского поэта А. Сорокина « Подарок». На празднике дети узнали о многих знаменитых людях Бердска: героях Отечественной войны, бердчанах, заслуживших славу своим трудом. Узнали, чем знаменит наш город, играли в игры «Узнай это место», «Как это называется?» (автор игр Семенюк С.П.).  Дети-артисты танцевали под русские народные мелодии пели авторскую песню «Про Бердск», и читали стихи собственного сочинения о родном городе.

Вот некоторые из них: (прочесть)

 

В процессе подготовки к традиционным русским праздникам в старших  и подготовительных группах, таких, как Масленица,

(слайд №11) – 2 странички

«Осенины», Веснянка, знакомлю детей с обычаями русского народа, его песнями, танцами, хороводами, играми. Некоторые игры и хороводы адаптировала к детским праздникам, например: хоровод «Царевна-королевна», игра «Сапожник». Для обогащения материала были написаны авторские игровые песни.

Интересно и весело  проходит праздник «Капустник», на котором в веселом хороводе дети дружно «солят» капусту, а любимый персонаж русского фольклора Козёл играет с ними в народные игры. (слайд № 12)

Нельзя стать патриотом своей страны, не зная культуру родного народа,  шедевры живописи его талантливых художников, его не только народную, но и классическую музыку, поэтические произведения великих поэтов «…давно минувших дней», поэтов-современников. Ко многим музыкальным произведениям и картинам известных художников мною были написаны авторские стихи: «Богатырь», «Февраль-художник », «Осень», «Алёнушка», «Зимний сон»,  которые,  помогают детям лучше понять замысел композитора и художника, раскрывают красоту природы, формируют особое чувство  сопричастности к великому русскому народу. И я надеюсь, что  мой труд и моя любовь к нашей великой Родине внесут свой вклад в формирование   маленьких патриотов самой прекрасной в мире страны.

А завершить своё выступление я хочу коротким авторским стихотворением  «Богатырь» (прочесть).

 

Спасибо за внимание!