Как развивать речь ребёнка
консультация для родителей и воспитателей
(Скачать, doc)
Главными носителями языка для ребенка являются его родители. Очевидно, что по мере взросления усиливается действие внешних факторов, одним из которых является языковое окружение ребенка. Поэтому общее правило можно сформулировать так: чем больше родители разговаривают с ребенком, тем большему он научится. При этом не следует забывать и о самом ребенке: всегда обращайте внимание на то, что он говорит. Важным условием развития речи ребенка — это хорошие и доброжелательные отношения с ним.
Как разговаривать с ребенком’?
Во-первых, стремитесь вызвать у ребенка потребность заговорить первым. Не следует предвосхищать его любое желание: пусть он попытается сформулировать его.
Во-вторых, говорите с малышом простыми, ясными и понятными предложениями.
В третьих, продолжайте и дополняйте сказанное ребенком, т.е. делайте его предложение распространенным. При этом не следует заставлять его повторять за вами— достаточно того, что он вас слышит. Например, полуторагодовалый ребенок сказал: «Суп». «Овощной суп, очень вкусный» — добавляете вы.
В четвертых, старайтесь говорить вслух о действиях ребенка, описывая то, что он делает. Если, к примеру, он тянется к выключателю, скажите при этом: «Ты выключаешь свет». Таким образом, вы подсказываете малышу слова, которые выражают его действия, его опыт.
В пятых, говорите и о тех действиях, которые совершаете сами. Тем самым вы поможете ребенку расширить его словарный запас, когда он видя то, что вы делаете, например, моете посуду, будет слышать слова, обозначающие ваши действия. Говорить при этом нужно короткими и простыми предложениями, медленно и отчетливо.
Многие родители полагаются в решении проблемы развития речи на детский сад. Считается, что планомерные занятия в группе помогут малышу в этом нелегком деле. Очень часто надежды эти не оправданы: во многих детских садах развитию речи не уделяется достаточного внимания. Но даже если вам повезло с садиком, и родной речи на занятиях отведено достойное место, все же имеет смысл проследить: достаточно ли у крохи развивается дикция, словарный запас, умение использовать интонацию, строить диалог, развернутые ответы, содержащие обоснование (доказательство). Если нет – придется подумать, как разнообразить речевую практику дошколенка дома.
Давайте посмотрим, какие упражнения провести с ребенком можем мы сами. Для этого нам, конечно, нужно знать, когда и какие этапы развития речи проходит дошкольник. Поэтому каждую игру-упражнение мы сопроводили подробным комментарием.
Типичные проблемы развития речи дошкольника:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая “ситуативная” речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.
- Плохая дикция.
Давайте посмотрим, какие упражнения провести с ребенком можем мы сами. Для этого нам, конечно, нужно знать, когда и какие этапы развития речи проходит дошкольник. Поэтому каждую игру-упражнение мы сопроводили подробным комментарием.
Упражнения для развития речи дошкольника:
Упражнение “Беседа по картинке”
Это упражнение подойдет для детей 3-6 лет и нацелено оно на развитие связной речи. Для построения беседы подойдет любая красивая, лучше всего сюжетная, картинка. Удобней всего это упражнение делать во время чтения книжки, собирания пазла или еще какой-нибудь занимательной игры, чтобы у малыша не возникло ощущения “скучного урока”. Постарайтесь втянуть ребенку в игру “вопросов-и-ответов”. Задавайте РАЗНЫЕ вопросы с использованием всего многообразия вопросительных слов: Что? Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Зачем? Почему? и др. Чтобы “разговорить” ребенка, используйте вводные фразы (“Как ты думаешь (считаешь)?”, “А ты встречал что-нибудь подобное …”) или предположения (“А если бы…”, “Может быть здесь имеется в виду…”, “А как бы ты поступил…”). Если малыш затрудняется с ответом, помогите ему построить предложение, продемонстрируйте, как и о чем можно рассказать. Детям необходим образец, чтобы научиться, и мы должны помнить об этом в наших занятиях. Обращайте внимание на обобщающие слова и построение придаточных предложений, поощряйте ребенка, когда он их использует. Это помогает детям научиться мыслить абстрактно, не опираясь на конкретный материал или ситуацию.
Чтение (и пение) колыбельных и потешек
Начиная с самого рождения читайте малышу традиционные потешки, колыбельные, прибаутки, сказки (особенно стихотворные) каждый день. Очень полезно читать на ночь. При чтении следите, чтобы произношение было четким и ясным, правильно эмоционально окрашенным.
“Отгадай загадку”
Игра подойдет для детей от 3 до 7 лет. Отгадывание загадок разносторонне развивает речь детей. В загадках в сжатой форме даются наиболее яркие признаки предметов или явлений. Поэтому отгадывание загадок формирует у детей способность к анализу, обобщению, умению выделить характерные признаки предмета и делать выводы. Некоторые загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные, переносные значения слов. И, конечно, они учат детей образному мышлению.
«Что бы это значило?» Упражнение для детей от 5 до 7 лет
Интонация и эмоциональная окраска речи имеют такое же значение, как и слова, которые мы говорим, ведь именно по тону мы зачастую определяем настроение говорящего и смысл того, что он нам пытается донести. Чтобы показать детям важность этой стороны речи лучше всего использовать пословицы, поговорки, фразеологизмы русского языка. Во фразеологизмах народного языка в лаконично и точно выражены не только собственно идеи и мысли, но и их эмоциональная окраска (осуждение, поощрение, радость, грусть, ласка, злость и т.д.). Расскажите ребенку ряд фразеологизмов или пословиц. Подумайте вместе с ним, что бы они могли означать.
Например, что значит “бить баклуши”, “повесить нос”, “задать головомойку”, «проще пареной репы». Знакомство с фразеологизмами совершенствует навыки устной речи, развивает мышление, фантазию.
Где мы побывали, что мы повидали? (народная игра)
Предлагаемая игра является вариантом народной игры в загадки, которую любят все дети. В ней содержится обучающая задача, при решении которой дети учатся передавать связной речью и выразительными движениями свои впечатления о различных жизненных ситуациях. Игра носит подвижный характер. Выполнение разнообразных игровых действий и движений в воображаемой ситуации, не только доставляет им радость и удовольствие, но и позволяет лучше осознать и осмыслить их. Это обеспечивает успешность решения обучающей задачи и способствует развитию у детей активности воображения, связной речи, выразительных движений, что очень важно также для умственного и познавательного развития ребенка.
Не менее важно и то, что эта игра развивает творческое начало, инициативу, сообразительность, которые являются ценными качествами личности и должны развиваться с первых лет жизни.
Описание игры и приемы ее проведения. Играть можно как с одним ребёнком (меняясь с ним ролями), так и с целой группой детей. Взрослый предлагает поиграть в загадки: дедушка будет отгадывать загадки, а его внучата загадывать их. Выбрав дедушку и его внучат, «дедушку» просят отвернуться, чтобы он не видел, как сговариваются дети. (Если вы играете вдвоём с ребёнком, в роли дедушки в первый раз может выступить какая-либо образная игрушка, а взрослый выступает в качестве партнёра ребёнка). Взрослый отходит подальше и шепотом договаривается с малышом о том, что и как они будут загадывать.
Например: «Давайте мы как будто возьмем корзиночки, пойдем в лес и будем показывать, как мы в лесу собираем грибы и ягоды. Согласны? Как мы будем это делать? Давайте попробуем!»
Проделав соответствующие выразительные движения, дети идут к дедушке:
– Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой!
– Здравствуйте, ребята, – отвечает дедушка. – Где вы побывали? И что вы повидали?
– Что мы делали – не скажем, но зато мы вам покажем! – дружно отвечают дети.
Взрослый и дети с помощью подражательных движений показывают свою загадку. Закончив показ и дав возможность дедушке подумать, дети спрашивают: «Отгадал?» Дедушка (или его «заместитель») в развернутой связной речи формулируют свой ответ: «Вы были в лесу и собирали грибы и ягоды в корзиночки». Если ответ правильный, те, кто загадывал загадку, повторяют ответ и, если нужно, дополняют его. Если же разгадка неправильная или дедушка затрудняется, дети сами говорят правильную отгадку.
После этого взрослый вместе с детьми сговариваются о следующей загадке:
– А теперь давайте покажем, что мы собираемся на прогулку. Как мы это будем делать? Что мы раньше надеваем? Рейтузы, потом сапожки, шапочку, а потом надеваем курточку и застегиваем её. (Все эти слова сопровождаются показом выразительных движений, которые дети воспроизводят вслед за взрослым.)
Приготовив загадку, дети снова направляются к дедушке, и повторяется тот же традиционный диалог. После показа двух загадок выбирается новый дедушка, и игра начинается сначала.
При составлении загадок учитывайте условия жизни детей и загадывайте только то, что хорошо знакомо малышам и поддается изображению посредством выразительных движений. Не торопитесь предлагать детям свои варианты действий. Лучше почаще спрашивайте малышей, что предлагают они сами. Но все же затягивать процедуру сговора не рекомендуется: это утомляет детей, дает поводы для отвлечения.
Что на картинке?
Цель этой игры – учить детей самостоятельно выделять назначение предмета и обозначать его посредством слова, что имеет важное значение для развития интеллекта и связной речи ребенка. Интерес детей к этой задаче обеспечивается красочным игровым материалом (предметные картинки). Нравится детям и возможность самостоятельно распорядиться предметами, которые находятся у них в руках.
В качестве игрового материала можно использовать предметное лото, которое состоит из больших карт и предметных картинок. На картинках изображены знакомые детям предметы бытового окружения. Это могут быть:
предметы одежды (пальто, платье, рубашка, штанишки и пр.);
посуда (чашка с блюдцем, стакан, глубокая тарелка, ложка, ножик, чайник и т.д.);
мебель (стол, стул, кровать, скамейка, шкаф).
Предметы должны быть изображены реалистично, красочно. Те же изображения должны быть на больших картах (по три-четыре на каждой карте лото).
Описание игры и приемы ее проведения. В игре могут участвовать от 2 до 8 человек. Одни из играющих получают по большой карте (лишние оставляет в коробке). Другие – по одной предметной картинке. Дети, получившие по картинке, будут предлагать их тому, у кого на большой карте есть такая же картинка. Тот, кто отдаст свою картинку, сразу получит другую (картинок много, хватит всем). Рисунок на картинке нельзя никому показывать, это секрет. Пусть дети сами догадываются. Но для этого им нужно загадать загадку. Взрослый дает пример загадывания загадок: «На моей картинке нарисовано то, что надевают на голову, когда идут гулять, если холодно. Догадались? Правильно, это шапка». Он показывает картинку, чтобы дети убедились, что отгадали правильно. «А на этой картинке нарисовано то, из чего мы пьем чай, какао или молоко. Правильно, это чашка. Вот видите, я не называла и не показывала вам картинки, а только говорила про нее, а вы сами догадались. Так же будут загадывать загадки те, у кого в руках картинки».
Основное правило игры: нельзя называть то, что нарисовано на картинке, нужно загадать про него загадку, рассказать, что с ним делают, а после этого спросить, кому нужна эта картинка. Дети, получившие большие карты лото, должны внимательно смотреть, что нарисовано на их картах, и стараться отгадать все загадки, чтобы не пропустить свои картинки.
На примере одной карты взрослый показывает, как следует играть: тот, кто вовремя отгадает загадки про предметы на своей карте, получит нужные картинки, а тот, кто пропустит и не отгадает, – не получит. Взрослый предлагает всем детям с картинками внимательно посмотреть на них и подумать, для чего этот предмет нужен, и какую загадку про него можно загадать. На этом объяснение заканчивается, и начинается игра.
Дети с большими картами все вместе отгадывают загадку, а тот ребенок, у которого нарисован этот предмет, просит картинку и закрывает ею соответствующее изображение на карте. (При этом нужно перевернуть картинку изображением вниз.).
Отдавший свою картинку получает новую. После того как все карты закроются, можно повторить игру сначала.
Отгадай-ка!
Игра направлена на развитие целостных представлений детей об окружающих предметах. Активность ребенка, его настроенность на решение предложенной задачи обеспечиваются двумя важными условиями. Во-первых, обучающая задача носит характер загадки, в которой есть элемент неожиданности, сюрпризности, что всегда привлекает детей. Во-вторых, умственные усилия, которыми сопровождается разгадывание загадки, в случае успеха приносят ребенку признание остальных участников игры. Это доставляет ему удовлетворение.
Кроме того, сам игровой материал (красочные предметные картинки) привлекает детей, вызывает желание играть с ним. В случае правильного решения задачи картинка дается ребенку в качестве приза и служит доказательством его личных достижений.
Для игры нужны предметные картинки, изображающие знакомые детям объекты – и живые и неживые. Это могут быть овощи, фрукты, игрушки, животные, посуда, мебель и пр. Картинки подбираются в соответствии с условиями жизни детей и зависят от того, с какими предметами малыши встречаются повседневно. Для игры следует отобрать десять – двенадцать картинок.
Описание игры и приемы ее проведения. Взрослый показывает детям коробочку и сообщает, что в коробке собраны как знакомые для них картинки, так и незнакомые. Он раскладывает картинки на столе рядами, изображением вниз. Потом подзывает кого-нибудь из детей и предлагает загадывать загадки.
Ребёнок берет любую картинку, показывает ее только взрослому и вместе с ним рассказывает о ней, перечисляя характерные признаки изображенного предмета (цвет, форма, величина) и раскрывая его назначение (возможные действия с предметом). Название самого предмета при этом не дается. Например: этот предмет желтый, круглый, кислый, его режут и кладут в чай; этот предмет круглый, красный, маленький, в него играют дети. Загадка адресуется всем участникам игры, а они должны назвать описанный предмет. После того как существенные признаки предмета будут названы, взрослый и ребёнок произносят следующий текст: «Кто загадку отгадает и картинку назовет, тот ее себе возьмет». Тот, кто первым (после текста) отгадал загадку, получает картинку; если два малыша отгадали одновременно, оба получают по картинке.
Каждый раз для загадывания загадок взрослый вызывает нового ребёнка, и, если нужно, подсказывает ему на ушко разные признаки предмета. Малыш загадывает загадку, а остальные дети отгадывают ее. Победитель получает картинку с изображением разгаданного предмета.
Важно внимательно выслушать загадку до конца и не торопиться выкрикивать разгадку. Ответ дается только после стихотворного текста. Кто нарушит это правило, картинку не получит, даже если он сумел разгадать загадку.
Вначале игры нужно, чтобы ребёнок точно повторял за взрослым слова, обозначающие признаки предмета. Повторяя эти слова, ребенок и сам начинает осознавать их смысл. Загадывайте загадку не спеша, каждый раз сообщая помощнику один из признаков предмета, делая небольшие паузы. Начинайте с внешних отличительных признаков – форма, величина, цвет. В последнюю очередь называется назначение (т. е. для чего этот предмет нужен людям). По мере того как дети будут осваиваться с игрой, привлекайте их к более активному составлению загадки, т. е. к самостоятельному выделению признаков предмета и их словесному обозначению.
Особое внимание следует уделить соблюдению правил игры, требующих волевых усилий, чтобы удержаться от преждевременного ответа. Многие малыши пытаются отгадать загадку, не дослушав ее до конца, услышав лишь первые признаки предмета.
Для них непривычно новое правило – говорить разгадку только по окончании текста, даже если уже успел отгадать загадку раньше всех. Соблюдение правил требует сознательных волевых усилий и развивает способность к таким усилиям.
«Угадай игрушку»
Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
Взрослый показывает ребенку 3—4 игрушки, он называет их. Надо сразу научить правильно называть предмет: «Это… (заяц, лиса, утенок)». Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их.
«Про кого я говорю»
Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.
Взрослый описывает сидящего перед ним ребенка, называя детали его одежды и внешнего вида, например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней».
«Скажи какой»
Цель: учить выделять и называть признаки предмета.
Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша»), а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». — «Он… продолговатый, зеленый, хрустящий»).
«Что напутал Буратино?»
Цель: находить ошибки в описании и исправлять их.
В гости к ребенку приходит Буратино со своим другом утенком. Рассказывая про своего друга, Буратино делает ошибки и допускает неточности в описании, например: «У утенка синий клюв и маленькие лапы, он кричит «мяу!». «У зайца маленькие ушки, он зеленый». «У кошки колючая шубка». Ребенок исправляет неточности.
«Сравни разных зверят»
Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.
Педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку.
— Мишка большой, а мышка… (маленькая). Еще какой Мишка… (толстый, толстопятый, косолапый)? А мышка какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка… (мед, малину), а мышка любит… (сыр, сухарики).
— Лапы у Мишки толстые, а у мышки… (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка… (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки… (короткий).
Аналогично можно сравнить и других животных — лису и зайца, волка и медведя.
На основе наглядности дети учатся называть слова с противоположным значением: кукла Катя большая, а Таня… (маленькая); красный карандаш длинный, а синий… (короткий), зеленая лента узкая, а белая… (широкая); одно дерево высокое, а другое… (низкое); волосы у куклы Кати светлые, а у Тани… (темные).
У детей формируется понимание и употребление обобщающих понятий (платье, рубашка — это… одежда; кукла, мяч — это игрушки; чашка, тарелка — это посуда), развивается умение сравнивать предметы (игрушки, картинки), соотносить целое и его части (паровоз, трубы, окна, вагоны, колеса — поезд).
Детей учат понимать семантические отношения слов разных частей речи в едином тематическом пространстве: птица летит, рыба… (плывет); дом строят, суп… (варят); мяч сделан из резины, карандаш… (из дерева). Они могут продолжить начатый ряд слов: тарелки, чашки… (ложки, вилки); кофта, платье… (рубашка, юбка, брюки).
На основе наглядности проводится работа и с ознакомлением с многозначными словами (ножка стула — ножка стола — ножка у гриба; ручка у сумки — ручка у зонтика — ручка у чашки; иголка швейная — иголка у ежа на спине — иголка у елки).
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.
Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки.
Можно использовать следующие стишки:
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я.
Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик — прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.
В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.
Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания.
Родители на себе все демонстрируют. «Пальчики здороваются» – кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
«Человечек» – указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.
«Слоненок» – средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный – ноги. Слоненок «идет» по столу.
«Корни деревьев» – кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая на только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Совместная игра с ребенком – это общение с ним, которое является главным источником развития.
(Скачать, doc)