Консультация для педагогов «Устное народное творчество в развитии речевой активности дошкольников»

(Скачать, docx)

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.

Знакомство с народным творчеством начинается для малышей с потешек, колыбельных песенок. В силу своих художественных особенностей устное народное творчество близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности.

Ценность фольклорных произведений, особенно для раннего возраста обуславливается их высокой интонационной выразительностью. Активизирующее воздействие на ребенка оказывает наличие в них повторяющихся звукосочетаний и слов, например:, « чики-чики-чикалушки, или «ладушки-ладушки»; простая рифма, восклицания и эмоциональные обращения.

Использование устного народного творчества в процессе детской жизнедеятельности, включение его в разнообразные режимные моменты благотворно влияет на общение взрослого с ребенком, поскольку это создает положительный эмоциональный фон.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В. А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

Потешки, попевки, приговорки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его речь и чувства, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков и речевой активности дошкольников. Через фольклор ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа.

Образовательные программы в детском саду нацеливают на широкое использование произведений устного народного творчества для развития самостоятельной речевой активности детей, ее эмоциональной выразительности, обогащения словарного запаса, а также воспитания доброжелательности, заботливого отношения  друг к другу. Попробуйте задать вопрос молодым родителям: «Знает ли, кто-нибудь из них, хотя бы одну русскую народную песню от начала до конца?» поверьте, утвердительных ответов будет мало. ( Необходимо все передавать из поколения в поколение).

В работе над развитием речевой активности детей помогают научные работы А. П. Усовой « Русское народное творчество в детском саду», Е. А. Флериной « Эстетическое воспитание дошкольников», исследования Ветлугиной « Самостоятельная художественная деятельность дошкольников», а также Е.И. Тихеевой-рекомендации и Ф. А. Сохин, А. М. Бородич « Методика развития речи детей».

Строя работу с детьми на основе фольклора используют следующие методические приемы: разучивание колыбельных песенок, потешек, хороводы, народные игры, драматизация сказок, сочинение сказок.

Чтобы малыши быстрее и лучше могли запомнить потешку, можно показать, как громко лает собачка (используя мягкую игрушку) и может разбудить Катю, предложить детям обыграть потешку. Учить детей двигаться как лисичка, медведь, зайчик и т.д. Больше уделять внимания стеснительным детям. В старших группах можно организовать детский театр и показывать сказки в младших группах. В русской народной сказке заключено богатое содержание насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности ( сравнениями, эпитетами и т.д.). Например: красна девица, ясный сокол; встань передо мной, как лист перед травой, которые дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию ее образности, обогащению, но и развитию речевой активности дошкольников. Дети становятся раскованными, на занятиях по развитию речи они самостоятельно придумывают рассказы по картине, описывают игрушки, пополняется словарный запас. В старших группах дети начинают самостоятельно придумывать сказки.

В работе над речевой активностью детей через фольклор необходимо привлекать родителей: завести для них папку и помещать в нее статьи: «Что за прелесть эти сказки», «Загадка-гимнастика для ума», «Пословица не мимо молвится» и т. д. Давать родителям задания собрать пословицы о маме, о дружбе, о труде и т. д. , привлекать родителей к изготовлению костюмов, атрибутов для театра. Почаще устраивать с родителями развлечения, театрализации, чтобы папы и мамы увидели результат работы.

 

Провела: Тарасова Н.П.

2015 год.

 

(Скачать, docx)