Рисуем по клеточкам
С того момента, как ребёнку попадает карандаш, он с большим удовольствием рисует им на бумаге всё, начиная от штрихов и каракулей.
Постепенно развиваясь, ребёнок переходит к схематическому изображению на месте сначала отдельных предметов, а затем целых графических рассказов.
Рисование графических фигур – отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого помогут ребёнку красиво писать и логически мыслить, ориентироваться в пространстве и быть аккуратными.
Для выполнения графического диктанта детям дошкольного возраста желательно приобрести тетрадь в крупную клетку. Рисовать диктант лучше простым карандашом, ручку использовать лишь во втором полугодии подготовительной к школе группы. Перед диктантом попросите ребёнка показать левую руку, правую руку. Поставьте точку в уголке клетки, рассчитав при этом, войдёт ли рисунок на лист.
Инструкцию ребёнку давайте чётко, не торопите его. Пример: Проведи прямую линию вниз на шесть (6) клеток, проведи прямую линию влево на шесть (6) клеток, проведи линию в одну (1) клетку вверх, одну (1) клетку влево, одну клетку вниз, одну (1) клетку вправо, четыре (4) клетки вниз, три (3) клетки влево, одну (1) вверх, три (3) клетки вправо, две (2) вниз, четыре (4) вправо, одну (1) вверх, две (2) влево, три (3) вверх, одну (1) вправо, три (3) вверх, одну (1) влево, три (3) вверх, одну (1) влево. Фигурка нарисована. Кто это? Угадай! Обозначь глаз зверьку крестиком.
Можно предложить дополнительно задание заштриховать рисунок косыми линиями, прямыми линиями, «вышить» фигурку крестиком или просто раскрасить.
Можно провести зрительный диктант. Детям предъявляется графический рисунок, обсуждается, кто на нем изображен, а затем предлагается воспроизвести его.
При частом выполнении таких упражнений ребенок начинает хорошо владеть карандашом (или ручкой), у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.
Графический диктант Кот:
1 вправо, 1 вниз, 2 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 2 вниз, 5 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1 вверх, 2 вправо, 8 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 влево, 2 вверх, 3 влево, 2 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1влево, 2 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1влево, 4 вверх.
Графический диктант Рыба:
1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 вправо, 1 вверх,1 вправо,1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 4 вправо, 1 вниз, 1 влево, 2 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 вправо,1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 3 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 2 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 3 влево, 1 вверх, 4 влево, 2 вниз, 1 влево, 1 вверх, 2 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 влево, 1 вверх, 2 вверх.
Графический диктант Олень:
2 вправо, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 2 влево, 1 вверх, 3 вправо, 1 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 1 вверх, 3 вправо, 1 вниз, 2 влево, 1 вниз, 2 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 4 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 влево, 2 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 1 влево, 2 вверх, 3 влево, 2 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 влево, 1 вверх, 3 влево, 2 вверх.
В процессе работы формируются внимание, глазомер ребенка, зрительная память, аккуратность, фантазия, образное мышление. Желательно обсуждать результаты и качество выполнения задания. Это будет приучать ребенка к самооценке и самоконтролю, что является важным компонентом учебной деятельности и пригодится в школе.
Литература: Голубь В.Т. «Графические диктанты», 2010