Статья в газету “Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников”.

(Скачать, docx)

Не бойся сказок, бойся лжи.
Сказка? Сказка не обманет.
Ребёнку сказку расскажи –
На свете правды больше станет.

Валентин Берестов

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория.  В младшем возрасте детям нравятся простые русские народные сказки с незамысловатыми сюжетами.

Детям 5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто представляют себя в виде  животных, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 6 лет, ребенок «примеряет на себя» роли человеческих персонажей: идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину).. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.

В  своей работе я использую следующие формы работы  со сказкой:

Чтение;

Слушание;

Беседа;

Инсценировка;

Сочинение новых сказок;

Иллюстрирование;

Сказка – переделки;

Изготовление атрибутов к инсценировкам;

Элементы ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы, игровые задания, дидактические игры.

Особенно детям нравится сочинять сказки по заданному началу или концу, или когда в известную сказку добавляется дополнительный герой, мы этот приём называем «сказочный винегрет». Например: берем  всем известную сказку «Колобок» и добавляем в неё нового героя – внучку. Задача детей: рассказать сказку с новым героем. Можно добавить неодушевлённый предмет, например: ковер-самолет.

Хочу предложить  вашему вниманию ещё один приём работы со сказкой –  игру «Сказочные карты». Карты я изготавливаю с использованием картинок сказочных героев из детских книг, журналов, раскрасок и др. Детям раздаются на выбор 3-4 карты, на которых изображены сказочные герои, с помощью которых,  дети сочиняют свои сказки. Используя этот приём, можно развить у детей фантазию, мышление, память, терпение, а так же воспитывать трудолюбие, доброту, уважение к близким, сострадание, милосердие и др. А так же он содействует  развитию мотивационной  сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок, развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Еще одна из форм работы со сказкой – дидактические игры. Они не только способствуют  развитию речи детей, обогащению словаря, но и учат слушать товарища, работать в команде, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь. В своей работе я использую игры: «Будьте внимательны и найдите ошибки», «Кто лишний»,  «Из какой сказки фраза?», «Какие сказки перепутались?» (сгруппировать героев по сказкам), «Что сначала, что потом?» или «Собери сказку по порядку и наоборот», «Какая сказка спряталась?», «Назови сказку по предмету» , «Угадай, кто идет» (развиваем слух: дети слушают музыкальные отрывки «кто как идет», запоминают, затем слушают еще раз и называют героев),«Угадайте по губам, какого героя сказки я назову» и другие.

Детям, которые испытывают трудности в адаптации к условиям детского сада, на помощь тоже может прийти сказка. Она позволит ребёнку пережить, «проиграть» эту ситуацию и найти выход из нее, быть более уверенным в себе и т. д. С этой целью мы вместе с детьми выпускной группы придумали и оформили « Сказки про детский сад», которые помогут малышам легче справиться с адаптацией, сформировать у них положительную установку на детский сад.

Я вижу свою задачу как педагога и в том, чтобы помочь ребенку найти правильные ориентиры в нашем сложном мире, в эпоху слома культур.

Сказка поднимает вопросы не только о добре и зле, но и о предназначении человека и его жизненном пути. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.

 

Воспитатель Чернова М. В.

(Скачать, docx)