Подготовка к детскому саду

(скачать, doc)

Скоро в детский сад

 

Собираемся в детский сад!

Там – где раздается смех,

Там – где множество потех,

Там – где хором поют песни,

С друзьями вместе, интересней…

Перед школой, всех ребят,

Отправляют в… ДЕТСКИЙ САД.

Отдавая ребенка в дошкольное учреждение, родители беспокоятся за его судьбу. Ребенок впервые остается без близких людей в незнакомой обстановке. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из многих, такой же как и другие. Это ломает сложившиеся у него стереотипы, требует психологической перестройки, изменения поведения, выработки новых умений. А малыш раним, его организм функционально не созрел, ему трудно приспосабливаться и следовательно ему нужна помощь взрослых: родителей.

 

Как же сделать этот процесс менее болезненным?

Психологи выделяют несколько признаков готовности ребёнка пойти в детский сад:

• Он умеет общаться с другими детьми и взрослыми

• Он с удовольствием играет с детьми

• Ребёнок может провести длительное время за самостоятельными занятиями: рисованием, лепкой, игрой

• Малыш не боится новых впечатлений и незнакомых мест

• Ребёнок надолго может оставаться без матери

• У него развиты элементарные навыки самообслуживания: ребёнок сам ест, уверенно ходит на горшок, умеет снимать и надевать простую одежду и обувь.

 

Давайте знакомиться!

Еще до поступления в детский сад родителям желательно посетить дошкольное учреждение и познакомиться с заведующей, с воспитателями той группы, которую будет посещать малыш. Придите в детский сад и понаблюдайте за детьми: довольны ли они, нравится ли им там.

 

Что нужно делать родителям еще до поступления ребенка в детский сад?

• Настройте ребёнка позитивно. Расскажите, что в детском саду его ждут новые товарищи для игр и новые игрушки

• Готовьте ребенка к общению с другими детьми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях (особенно если у вас единственный ребенок – у него только опыт общения со взрослыми!). Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.

• Узнайте распорядок дня в группе и приблизьте режим ребенка дома к распорядку дня в группе. Постепенно приучайте ребёнка к режиму, который предстоит ему соблюдать. Определите время подъёма и завтрака, дневных прогулок и постепенно «подгоняйте» день малыша под распорядок детского сада.

• Обсудите в семье с ребенком, что положительного есть в детском саду (новые товарищи, много игрушек, там учат песенки и поют и т.д.). Важно, чтобы малыш не боялся детского сада, – тогда ему будет легче привыкать. Ни в коем случае не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание.

• Узнайте, быть может в этот сад, ходят дети ваших соседей или знакомых. Адаптация пройдет легче, если в группе у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе. Посетите детский сад, в то время, когда дети на прогулке и познакомьте своего малыша с воспитательницей и с детьми.

• Учить ребенка дома всем навыкам самообслуживания.

• Готовить Вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать ему понять, что это неизбежно только потому, что он уже большой. Скажите ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

• Повысить роль закаливающих мероприятий.

• Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.

Первый день.

Первый день сложен, как и для ребенка, так и для родителей. Есть несколько рекомендаций для того, чтобы этот день прошел более успешно:

• Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад. ПОМНИТЕ! Тревога и беспокойство родителей передается детям.

• Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.

• Расскажите воспитателю об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравиться, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.

• Особенно тяжело переносят дети разлуку с родителями, если их приводят к 8 часам утра и оставляют до вечера. Поэтому во время адаптации время, проведенное ребенком в детском саду, увеличивается постепенно, начиная с 2 часов. Всегда приходите за малышом, когда обещали, старайтесь не опаздывать.

• В привыкании к новым условиям важную роль играет возможность «интимизировать» обстановку; принести с собой свои игрушки. Любимая игрушка овладеет вниманием ребёнка и помогает отвлечься ему от расставания с близкими. Постарайтесь уговорить оставить игрушку переночевать в садике и наутро снова с ней встретиться. Пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомит там с другими, расспрашивайте, то с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкать к садику.

• Общайтесь с ребёнком дома как можно больше. Расспрашивайте, как прошел его день, хвалите за успехи, вместе обсуждайте сложные ситуации, возникшие в группе.

 

Первая одна-две недели проходят очень эмоционально для ребенка, поэтому взрослым, кто окружает ребенка дома, нужно запастись терпением. Как помочь ребенку на этом этапе?

• Следует создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. Щадить ослабленную нервную систему ребенка. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему, – на время прекратить походы в цирк, театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.

• Запасетесь терпением, не реагируйте на дерзкие выходки и не наказывайте за капризы.

• Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребёнком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты. По выходным хорошо играть в самодельную напольную игру “Дорога от дома к детскому саду” – карта с дорожками и домиками-ориентирами: “Наш дом” “Мамина работа”, “Папина работа”, “Магазин”, “Детский сад”. По дороге из дома в сад и обратно требуется запоминать ориентиры и, придя домой, наносить (ставить) их на карту. Ребенок ходит своей фигуркой, родители – своими. Играя в “Дорогу в детский сад” по выходным, малыш не отвыкает от сада, и понедельник не будет казаться ему ужасным днем.

• Необходимо поддерживать и в выходные такой же режим дня, как и в детском саду!

• Если ребенок с трудом расстается с матерью, то желательно первые несколько недель пусть отводит в детский сад его отец.

• Не совершайте ошибки и не делайте перерывов в посещении садика – неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.

• Объясняете ребёнку, что «садик» – это почти то же самое, что и мамина или папина работа. Только интереснее. Если истерики повторяются из раза в раз – это повод посетить детского психолога и выяснить, что на самом деле пугает вашего ребёнка.

• Старайтесь реагировать на плач и нежелание идти в детский сад спокойно.

 

 

педиатр Томченко Е.А.

(скачать, doc)