Развитие математических способностей у детей через дидактические, развивающие игры.

Мною представлен опыт работы по развитию математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, труд, серьёзная форма воспитания и обучения. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определённых образовательных задач. В игре ребёнок приобретает новые знания, умения и навыки, игры важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий. Принципы, заложенные в основу этих игр – интерес – познание – творчество – становятся максимально действенными. Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для развития умственных способностей.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика.

Работая в детском саду, я ставила перед собой такие задачи: развивать память, внимание, мышление, воображение. Без этих качеств немыслимо развитие ребёнка  в целом. Именно поэтому целью моей работы является  «Развитие математических способностей у детей через дидактические, развивающие игры».

Для реализации поставленной цели, я систематизировала структуру работы, выделив этапы и осуществив планирование каждого из них, с учётом возрастных особенностей детей. Лучшие дидактические игры построены по принципу самообучения, то есть так, что сама игра направляет ребёнка на овладение знаниями и умениями.

На начальном этапе мною был подобран методический материал, оборудован математический уголок, максимально разнообразила развивающую среду в группе, с учётом возрастных, психологических и индивидуальных возможностей ребёнка.

Также мною был изготовлен иллюстрированный альбом, который содержит различные игровые задания: на закрепление знания чисел, классификацию, обобщение, знание величин, геометрических фигур, цветов, развитие пространственно-временных представлений, также логические задачки математического содержания, которые воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться.

Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой логической задачки, всегда вызывает интерес у детей, каждое из предлагаемых в приложении упражнений направлено на формирование логических мыслительных приёмов.

Также была подобрана картотека дидактических игр, при составлении игр, в своей работе, я руководствовалась общими дидактическими принципами: системность, наглядность, повторность, положительный эмоциональный настрой, разнообразие форм в организации детей, всё это в сочетании даёт хороший результат, успешное решение задач.

На занятиях использую как коллективные ответы, так и индивидуальные, при этом предлагаю рассуждать вслух, объясняя способ решения, создавая тем самым хорошие условия для самостоятельности. Часто занятие начинается с элементов игры, не исключаю возможность применять приём неожиданности: появление «гостей», «письма», в конце занятия – сюрпризный момент. А после занятия рекомендую нарисовать иллюстрации по данной теме, где можно пофантазировать, придумать сюжет, а затем провести лепку или аппликацию, что позволяет развивать фантазию и творческие способности детей.

Далее постепенно я стала использовать игры во всех видах деятельности, каждое событие ребёнка стараюсь ненавязчиво связать с математикой (на утренней гимнастике, на прогулке, в свободной деятельности). В этом мне помогает папка с подборкой математических загадок, весёлых стихотворений, также в ней содержатся пословицы, скороговорки, крылатые выражения, считалки, логические задачи, задачи-шутки, математические сказки. Благодаря таким играм, удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес у самых несобранных детей. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то чему учит та или иная игра, постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, увлёкшись, дети сами не замечают, что учатся.

Руководя играми в подготовительной группе, необходимо учитывать возросшие возможности детей. В этом возрасте детям  свойственны: любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, ему хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение, высказать собственное суждение. С расширением объёма знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому, при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий, последние должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия.

Таким образом, до школы можно оказать значимое влияние на развитие математических способностей у дошкольников, посредством дидактических игр. Даже если ребёнок не станет победителем математических олимпиад, проблем с математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет в начальной школе, то есть все основания рассчитывать на их отсутствии и в дальнейшем обучении.

 

Карташова Т.М.,

воспитатель гр.№8 “Веснушки”

(скачать, docx)