Педагогический проект “Русская изба”
Краткая аннотация проекта
Вид проекта: Творческий – коллективный, групповой (внутри одной возрастной группы).
Сроки реализации проекта: сентябрь 2013 – май 2015 года (долгосрочный).
Участники проекта:
- дети дошкольного возраста;
- воспитатель группы «Огоньки» Окушко Т.А.;
- родители воспитанников.
Актуальность проекта
Одной из задач по духовно – нравственному воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому я серьезно задумалась над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея «Русская изба».
Постановка проблемы
Работая в группе, я заметила, что дети испытывают трудности в рассказах о своей семье, семейных традициях; имеют не четкие представления о символике Российской Федерации; демонстрируют низкий уровень знаний о своей родине, истории и культуре своего народа; нравственными идеалами являются мультяшные герои (Черепашки-Ниндзя, Том и Джерри, Шрек и т. п.); не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека. Я задумалась над проблемой: как сформировать духовно-нравственные качества, используя доступные, понятные, а главное интересные дошкольникам средства
Одной из задач по духовно – нравственному воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея «Русская изба».
Цель и задачи проекта
Цель проекта:
«Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников, на культурных традициях своего народа».
Задачи:
- Познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков.
- Расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.
- Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
- Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).
- Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
- Привлечь родителей в воспитательный — образовательный процесс.
Гипотеза:
Знакомство с истоками своей страны – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одевались и украшали жилье, одежду, раскрывается мудрость народа, его характер, склад ума, представления о мире, красоте.
Предполагаемый результат:
Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись).
Этапы работы:
1 этап. Подготовительный:
- Изучение литературы по музейной педагогике.
- Диагностика знаний детей о русской культуре.
- Беседы с детьми о русском народном творчестве.
- Сбор материала для музея.
2 этап. Реализация проекта:
- Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность.
- Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, русских народных игр.
- Организация предметно – развивающей среды.
3 этап. Заключительный.
- Презентация мини-музея «Русская изба»
- Итоговое мероприятие: Посиделки в русской избе
Планирование работы.
Познавательно – речевое развитие.
«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».
«Коммуникация»
Беседы:
- «Русский народный костюм»
- «Гости в горнице»
- «Русская изба»
Рассказы воспитателя:
- о русской печи;
- о традициях русского чаепития;
- о русской матрешке;
- о дымковских игрушках;
- о деревянных ложках.
Рассматривание предметов домашнего обихода, кухонной утвари, народных костюмов.
Рассматривание иллюстраций, фотографий.
Заучивание пословиц, поговорок.
Дидактические, познавательные, пальчиковые игры.
- Д/и «В русской горнице»
- Д/и «Подбери головной убор к сарафану»
- Пальчиковая игра «Маланья»
«Чтение художественной литературы»
Рассказывание и рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам:
- «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», « Три медведя», «Зимовье зверей», «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин», «Сивка – бурка»
Чтение стихотворений:
- А.Богомазов «Как будто бы вернулся в детство я»
- Л.Мей «В низенькой светелке со створчатым окном»
Социально – личностное развитие.
«Социализация», «Труд», «Безопасность».
«Социализация»
Сюжетно – ролевая игра:
«Встречаем гостей»
Игры — драматизации:
«Теремок», «Заюшкина избушка».
Труд
Ручной труд:
- Изготовление народных кукол «Мастерская старинных кукол» (куклы-закрутки)
- Изготовление хлебобулочных изделий «Игрушек — тестушек».
«Безопасность»
Беседы:
- «Огонь-друг, огонь-враг».
Художественно – эстетическое развитие.
Лепка:
«Посуда»
Аппликация:
«Русская изба»
Роспись « Дымковских игрушек», «Матрешек».
Физическое
Подвижные игры:
- «Ручеек»
- «Салки»
- «Сидит Яша»
- «Горелки»
Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
Книжный уголок:
Рассказы и сказки: «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Сивка-бурка», «Зимовье зверей», «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль», «Теремок»
Музыкальный уголок:
деревянные ложки, трещотки, погремушки, коробочки, колокольчики.
Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно — развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.
«Встречаем гостей»- чайная посуда, самовар, изделия из соленого теста: баранки, сушки, крендели.
Центр продуктивной деятельности:
Материалы для рисования, лепки, художественного труда. Все доступно для детей
Взаимодействие с семьей.
- Сбор предметов для музея «Русская изба».
- Шитье костюмов, кукол (Хозяйка и Хозяин русской избы).
- Предполагаемый результат:
С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, я надеюсь достичь следующих результатов:
- устойчивость навыков поведения;
- сформированность основ ценностных сфер личности;
- стабильность психического развития;
- целостность восприятия мира;
- воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
- формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;
- развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;
Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
7. Используемая литература:
- В.С.Горичева, М.И.Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия развития», 1998- 190 с.
- Н.М.Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002 – 374 с.
- М.Ю.Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2006 – 319 с.
- О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.
- М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.
- И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003 – 236 с.
- Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004 – 400 с.
- Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2004 – 128 с.
- Л.В.Соколова, А.Ф.Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2003 – 196 с.
Презентация по теме: “Русская изба”
(Скачать, docx)