Конспект занятия “Тайна белого листа”
Автор: Воспитатель II квалификационной категории
Тормышова Анна Сергеевна
Тайны белого листа.
(Совместная организованная деятельность с детьми старшего возраста.)
Цель: развитие воображения детей и обобщение знаний о выразительных свойствах цвета.
Задачи:
1. Познакомить с эффектом оптического смешения и разложения цвета через эксперимент;
2. Обобщить знания детей о свойствах бумаги;
3. Закрепить знания о смешений цветов;
4. Ввести понятие «характер цвета»;
5. Закрепить понятие «оттенки цвета», и активизировать речь детей через игру «Вкусные цвета»;
6. Познакомить детей с техникой рисования под камерой.
Предварительная работа: беседы о свойствах бумаги, экспериментирование с красками, словарная работа, знакомство детей с оборудованием для анимации.
Словарная работа: «оттенки»
Материалы и оборудование: видеофайл «Лист бумаги», тазик с водой, зеркало, фонарик, , белая бумага разного качества и размеров, волчки, оттеночные карточки, слайд-шоу «Вкусные цвета».
Ход совместной деятельности:
Дети входят в изостудию под тихую музыку. На проекторе отображается файл с белым фоном. Звучит отрывок из стихотворения С. Михалкова «Лист бумаги»:
Простой бумаги свежий лист!
Ты бел как мел. Не смят и чист.
Твоей поверхности пока
Ничья не тронула рука.
Воспитатель спрашивает детей, как они поняли суть стихотворения. Дети отвечают.
Воспитатель: «Это белый лист, который хранит в себе много тайн. Я предлагаю вам раскрыть эти тайны».
Воспитатель указывает на таз с водой и включает свет. Кладет в воду зеркало и направляет его так, что на стене появился спектр. (На видео появляется радуга).
«Все цвета рождаются из белого света. Значит, в нашем белом листе спрятаны все цвета, и мы можем открыть их, мы отправимся по радуге в пространство белого листа».
Для того чтобы отправиться дальше нам нужно поближе познакомится с нашим белым листом, исследовать его».
Дети подходят к столам, на которых разложена белая бумага. Исследуют, трогают. Воспитатель предлагает детям выбрать понравившийся лист. Вопросы: Какой лист на ощупь? (гладкий, мягкий, шершавый) Что можно делать с этим листом? (мять, резать, сгибать, приклеивать). Чем на нём можно рисовать? (красками, карандашами)
«Белый лист может быть разного размера, разной толщины, разного качества».
С помощью чего можно изменить белый лист, чтобы он перестал быть белым?
С помощью цвета. Ребята, у нас тут есть веселые волчки, которые хотят нам помочь поиграть с цветом. На них надеты цветные юбочки и белые фартучки. И когда волчок будет кружиться, будет видно, какой цвет получится при смешении.
«Если добавить белый цвет, то цвет меняет оттенок на более светлый».
(Авторская физминутка о «характере» цветов)
Красный делает зарядку,
А оранжевый – на грядке.
Ест он сочную морковку
И танцует очень ловко.
Желтый машет всем рукой.
Он веселый и смешной.
Цвет зеленый отдыхает
Лечь на травку предлагает.
Голубой летает в небе
Он мечтает и поет
И творить добро повсюду
Никогда не устает.
Синий – плавает легко
И ныряет глубоко.
Посреди морской пучины
Он исследует глубины.
Думает много о том и об этом
Космический цвет – цвет фиолетовый.
«У каждого цвета есть свой характер и цветом можно выразить то, что ты чувствуешь».
Дети рассаживаются на стульчики в зрительном зале. На экране появляется слайд-шоу «Вкусные цвета».
Восп.: «Ребята, посмотрите на эту грустную картину, все стало серого цвета. Наверное, давно никто не приходил сюда и не раскрашивал своим настроением. Что вы видите на экране? (ответ: малину) А она выглядит вкусной, если она серого цвета? Ее можно раскрасить, назвав вкусный оттенок цвета. Если мы видим малину, значит, оттенок можно назвать..? (малиновый), давайте дальше: тыква – тыквенный, лимон – лимонный и т.д.
«Цвет придает всему красивый, а иногда даже аппетитный вид и есть очень много оттенков одного цвета, которые можно назвать по-разному».
Дети переходят к станку для анимации.
Восп.: «А теперь, когда мы совсем освоились в нашем пространстве белого листа, нам пора возвращаться обратно, что мы можем сделать для этого (ответы детей). Если мы попали в пространство белого листа по радуге, то и возвратиться сможем, нарисовав радужную картину, а еще снимем все это на фотоаппарат – это называется рисование под камерой. И у нас получится маленький фильм».
Воспитатель напоминает детям правила пользования станком для анимации и предлагает взять каждому только по одному цвету. Дети рисуют под камерой.
«Мы сами можем оживить этот белый лист для того, чтобы он смог выразить наше настроение и стать не похожим на другие белые листы».
Ребята, расскажите, какие же тайны белого листа вы узнали сегодня? (ответы детей)».