По страницам сказок

Конспект по непосредственной образовательной деятельности (НОД) в подготовительной группе

 

(Скачать, docx)

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Программное содержание:

-Расширить представления детей о разных видах  сказок;

-Продолжать учить детей  давать оценку поступкам  сказочных героев;

-Развивать умение делать обобщения, простейшие умозаключения и выводы;

– Развивать  способности творческого самовыражения;

-Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Предварительная работа:

Чтение  сказок  о животных, волшебных, социально-бытовых сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа по сказкам, чтение пословиц, игровое упражнение: «Объясни пословицу», беседы: «Что такое волшебство и колдовство», «Волшебные предметы».

Материал и оборудование:

Диск с записью песен: «Приходи сказка»,  «В мире много сказок»,  проектор, ноутбук, экран, слайды с иллюстрациями из сказок,  изображениями  волшебных предметов.

 

Ход занятия.

Прослушивание  песни  «Приходи сказка».

Поэт Юрий Энтин,  композитор Евгений Крылатов.

Воспитатель.  Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Ответы детей. О сказках.

Воспитатель: Что такое сказка?  Откуда к нам пришли сказки?     Какие бывают сказки?

Ответы детей. Сказка –  это  рассказ о вымышленных событиях, о том, чего  на свете не бывает.

Воспитатель:  Сказки к нам пришли из глубины веков.  Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали  собирать и записывать.  Так сказочные  истории дошли до нас. Веселые и грустные, страшные и смешные сказки знакомы всем людям с детства.  Существует три  вида русских народных сказок: волшебные, бытовые и детские сказки о животных.

Ребята,  приглашаю вас совершить  увлекательное путешествие в этот волшебный  сказочный мир.   Сейчас я проверю, насколько хорошо вы знаете сказки.

Игра: «Угадай и назови»

Воспитатель загадывает  загадку, а дети называют  сказку.

Если б Петя-простота не выглянул в окошко,

Не унесла б его лиса  за темные леса.

(«Кот, лиса и петух»)

 

Девочка зашла в избушку,

Видит, стоит стол, три стула.

На каждом стуле посидела,

Мишкину похлебку съела.

(«Три медведя»)

 

Хитрая плутовка отправила его  ловить рыбу хвостом.

Хвост примерз, и в результате он остался без хвоста.

(«Лисичка-сестричка  и волк»)

 

Мама деточек учила,

дверь чужим не открывать,

не послушались детишки и попали к волку в пасть.

(«Волк и семеро козлят»)

 

На болоте оба жили,

Друг к другу свататься ходили,

Но не смогли договориться,

Упрямство свойственно и птицам.

(«Журавль и цапля»)

 

Воспитатель: Кто  герои этих сказок?

Ответы детей.

Воспитатель: Сказки, где главными героями выступают волк, лиса, заяц, медведь, кот, птицы, рыбы называются  сказками  о животных.

Чем отличаются  сказочные персонажи  от настоящих животных?

Ответы детей. Звери в сказках умеют говорить, ведут себя как люди, от других животных отличаются хитростью, сообразительностью.

Какие вы еще знаете сказки о животных?

Ответы детей.

Воспитатель: Какая  в сказках лиса (медведь, заяц, волк)?

Ответы детей. Лиса хитрая, волк глупый и жадный, медведь доверчивый, заяц трусливый.

Какие дурные качества  характера высмеиваются и осуждаются в этих сказках?   Какие положительные черты характера прославляются?

Ответы детей. В сказках высмеивают  лень, глупость, трусливость, хитрость, жадность,  ложь.    Дружба, доброта, трудолюбие, честность помогают героям выйти из самых сложных ситуаций.

Воспитатель:  О забавных случаях из жизни сейчас сочиняют смешные истории, а наши предки сочиняли сказки и назывались эти сказки бытовыми.  Бытовые сказки похожи на сказки о животных. В них  также рассказывалось  о каких-то ситуациях  только из жизни людей, их каждодневных занятиях, о горе и о радости.   Бедных людей  часто обижают богатые и злые и чтобы добиться справедливости,  главному герою приходиться проявить ум, смекалку, хитрость.  В этих сказках  злобу, жадность и глупость побеждают не волшебство, а доброта, смелость, находчивость и чувство юмора.   Героями бытовых сказок могут быть люди и животные.

 

Игра: « Назови сказку, к которой подходит пословица».

«Крупу жалеть — и каши не сварить»  («Каша из топора»).

«Труд кормит, а лень портит»  («Колосок»).

«Долог день до вечера, коли делать нечего»   («По щучьему веленью»).

Как  показаны в сказках ленивые герои, а каким трудолюбивые?

Ответы детей.

Физкультминутка.

Девочка по лесу шла,               Дети шагают на месте,

И на домик набрела,                 соединяют руки над головой домиком.

Видит, что хозяев нет.             Потянуться на носочках, головку вытянуть.

На столе стоит обед.                Левую руку сжать в кулачок,

Из трёх чашек похлебала,        показать, как кушают.

В трёх постелях полежала.     Ладошки сложить вместе под щечку.

Воспитатель:   Самые древние сказки – это волшебные сказки.   Они начинаются словами: « В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были…».   В  волшебных сказках происходит  превращение.

Назовите сказки с элементами превращения.

Ответы детей.

Воспитатель:   С какими нечистыми силами там сражается герой?

Ответы детей. С Бабой- Ягой, Кощеем Бессмертным герой  сражается  не в одиночку, на помощь герою приходят чудесные помощники  и волшебные предметы.

Какие животные выступают в роли чудесных помощников?

Дети отвечают. В роли чудесных помощников могут выступать животные – конь, волк, птицы, рыбы.

Воспитатель: Какие волшебные предметы встречаются в сказках?

Ответы детей. Волшебный клубочек, шапка-невидимка,  скатерть-самобранка, волшебная палочка.

Воспитатель:   В конце волшебных  сказок  герой одерживает победу над нечистыми силами. Почему?

Ответы детей. Главный герой — сильный и добрый, а если и совершает ошибки, то исправляет их, пройдя испытания.  Добро вознаграждается, а зло наказывается.   Герой  волшебной сказки должен пройти через  испытания,  которые каждый раз все становятся труднее и труднее.

Чему учат сказки?  Что может  произойти с человеком, если он поступает плохо?

Ответы детей. Сказки учат смелости, доброте, как правильно себя вести.  Из сказок мы узнаем,  что с человеком может случиться беда, если он совершает плохие поступки.

Воспитатель:  Помните, ребята, недавно мы с вами читали сказку «Морозко», Вспомните, какими были в сказке мачеха и ее дочь?  Не смотря на то, что они жестокие злые, мне их немного жалко.  А теперь давайте представим, что было, если бы главные герои этой сказки повели себя по-другому и изменим конец истории.

Ответы детей.

Воспитатель: В волшебных сказках у героев были  предметы, которые помогали им в трудную минуту. Сейчас каждый из вас нарисует свой волшебный предмет и расскажет, что он хотел бы у него попросить.

 

Звучит песня: «В мире много сказок»  поэт  Ю.Энтин,,  композитор А.Рыбников.

Рисование «Волшебный предмет».

Рассказы детей о том, что они попросили бы у волшебного предмета.

Воспитатель:   Вот мы и побывали с вами в сказочной стране.  Сказки учат нас добру. Кто слушает сказки, становится умным, добрым и справедливым.

 

Презентация по непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе.

(Скачать, docx)