По страницам сказок
Конспект по непосредственной образовательной деятельности (НОД) в подготовительной группе
(Скачать, docx)
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Программное содержание:
-Расширить представления детей о разных видах сказок;
-Продолжать учить детей давать оценку поступкам сказочных героев;
-Развивать умение делать обобщения, простейшие умозаключения и выводы;
– Развивать способности творческого самовыражения;
-Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Предварительная работа:
Чтение сказок о животных, волшебных, социально-бытовых сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа по сказкам, чтение пословиц, игровое упражнение: «Объясни пословицу», беседы: «Что такое волшебство и колдовство», «Волшебные предметы».
Материал и оборудование:
Диск с записью песен: «Приходи сказка», «В мире много сказок», проектор, ноутбук, экран, слайды с иллюстрациями из сказок, изображениями волшебных предметов.
Ход занятия.
Прослушивание песни «Приходи сказка».
Поэт Юрий Энтин, композитор Евгений Крылатов.
Воспитатель. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Ответы детей. О сказках.
Воспитатель: Что такое сказка? Откуда к нам пришли сказки? Какие бывают сказки?
Ответы детей. Сказка – это рассказ о вымышленных событиях, о том, чего на свете не бывает.
Воспитатель: Сказки к нам пришли из глубины веков. Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали собирать и записывать. Так сказочные истории дошли до нас. Веселые и грустные, страшные и смешные сказки знакомы всем людям с детства. Существует три вида русских народных сказок: волшебные, бытовые и детские сказки о животных.
Ребята, приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в этот волшебный сказочный мир. Сейчас я проверю, насколько хорошо вы знаете сказки.
Игра: «Угадай и назови»
Воспитатель загадывает загадку, а дети называют сказку.
Если б Петя-простота не выглянул в окошко,
Не унесла б его лиса за темные леса.
(«Кот, лиса и петух»)
Девочка зашла в избушку,
Видит, стоит стол, три стула.
На каждом стуле посидела,
Мишкину похлебку съела.
(«Три медведя»)
Хитрая плутовка отправила его ловить рыбу хвостом.
Хвост примерз, и в результате он остался без хвоста.
(«Лисичка-сестричка и волк»)
Мама деточек учила,
дверь чужим не открывать,
не послушались детишки и попали к волку в пасть.
(«Волк и семеро козлят»)
На болоте оба жили,
Друг к другу свататься ходили,
Но не смогли договориться,
Упрямство свойственно и птицам.
(«Журавль и цапля»)
Воспитатель: Кто герои этих сказок?
Ответы детей.
Воспитатель: Сказки, где главными героями выступают волк, лиса, заяц, медведь, кот, птицы, рыбы называются сказками о животных.
Чем отличаются сказочные персонажи от настоящих животных?
Ответы детей. Звери в сказках умеют говорить, ведут себя как люди, от других животных отличаются хитростью, сообразительностью.
Какие вы еще знаете сказки о животных?
Ответы детей.
Воспитатель: Какая в сказках лиса (медведь, заяц, волк)?
Ответы детей. Лиса хитрая, волк глупый и жадный, медведь доверчивый, заяц трусливый.
Какие дурные качества характера высмеиваются и осуждаются в этих сказках? Какие положительные черты характера прославляются?
Ответы детей. В сказках высмеивают лень, глупость, трусливость, хитрость, жадность, ложь. Дружба, доброта, трудолюбие, честность помогают героям выйти из самых сложных ситуаций.
Воспитатель: О забавных случаях из жизни сейчас сочиняют смешные истории, а наши предки сочиняли сказки и назывались эти сказки бытовыми. Бытовые сказки похожи на сказки о животных. В них также рассказывалось о каких-то ситуациях только из жизни людей, их каждодневных занятиях, о горе и о радости. Бедных людей часто обижают богатые и злые и чтобы добиться справедливости, главному герою приходиться проявить ум, смекалку, хитрость. В этих сказках злобу, жадность и глупость побеждают не волшебство, а доброта, смелость, находчивость и чувство юмора. Героями бытовых сказок могут быть люди и животные.
Игра: « Назови сказку, к которой подходит пословица».
«Крупу жалеть — и каши не сварить» («Каша из топора»).
«Труд кормит, а лень портит» («Колосок»).
«Долог день до вечера, коли делать нечего» («По щучьему веленью»).
Как показаны в сказках ленивые герои, а каким трудолюбивые?
Ответы детей.
Физкультминутка.
Девочка по лесу шла, Дети шагают на месте,
И на домик набрела, соединяют руки над головой домиком.
Видит, что хозяев нет. Потянуться на носочках, головку вытянуть.
На столе стоит обед. Левую руку сжать в кулачок,
Из трёх чашек похлебала, показать, как кушают.
В трёх постелях полежала. Ладошки сложить вместе под щечку.
Воспитатель: Самые древние сказки – это волшебные сказки. Они начинаются словами: « В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были…». В волшебных сказках происходит превращение.
Назовите сказки с элементами превращения.
Ответы детей.
Воспитатель: С какими нечистыми силами там сражается герой?
Ответы детей. С Бабой- Ягой, Кощеем Бессмертным герой сражается не в одиночку, на помощь герою приходят чудесные помощники и волшебные предметы.
Какие животные выступают в роли чудесных помощников?
Дети отвечают. В роли чудесных помощников могут выступать животные – конь, волк, птицы, рыбы.
Воспитатель: Какие волшебные предметы встречаются в сказках?
Ответы детей. Волшебный клубочек, шапка-невидимка, скатерть-самобранка, волшебная палочка.
Воспитатель: В конце волшебных сказок герой одерживает победу над нечистыми силами. Почему?
Ответы детей. Главный герой — сильный и добрый, а если и совершает ошибки, то исправляет их, пройдя испытания. Добро вознаграждается, а зло наказывается. Герой волшебной сказки должен пройти через испытания, которые каждый раз все становятся труднее и труднее.
Чему учат сказки? Что может произойти с человеком, если он поступает плохо?
Ответы детей. Сказки учат смелости, доброте, как правильно себя вести. Из сказок мы узнаем, что с человеком может случиться беда, если он совершает плохие поступки.
Воспитатель: Помните, ребята, недавно мы с вами читали сказку «Морозко», Вспомните, какими были в сказке мачеха и ее дочь? Не смотря на то, что они жестокие злые, мне их немного жалко. А теперь давайте представим, что было, если бы главные герои этой сказки повели себя по-другому и изменим конец истории.
Ответы детей.
Воспитатель: В волшебных сказках у героев были предметы, которые помогали им в трудную минуту. Сейчас каждый из вас нарисует свой волшебный предмет и расскажет, что он хотел бы у него попросить.
Звучит песня: «В мире много сказок» поэт Ю.Энтин,, композитор А.Рыбников.
Рисование «Волшебный предмет».
Рассказы детей о том, что они попросили бы у волшебного предмета.
Воспитатель: Вот мы и побывали с вами в сказочной стране. Сказки учат нас добру. Кто слушает сказки, становится умным, добрым и справедливым.
Презентация по непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе.
(Скачать, docx)